Форум московского региона - Русское Братство - Максим Калашников

Братство - Москва

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Братство - Москва » Наша история » Есть еще чем гордиться


Есть еще чем гордиться

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

"Вскрытие" АГ

Об этом инциденте, случившемся в Японском море 17 октября 2000 года, сквозь зубы сообщили несколько американских газет. «КП» удалось не только узнать многие детали трагикомичной истории, но и получить ее уникальный «фотопортрет», а также документ, в котором описывается ситуация на американском авианосце Китти Хок...

17 октября 2000 года, примерно в 11.45, командир 799-го отдельного разведывательного авиаполка полковник Вячеслав Мартынов поставил задачу экипажам Су-24, возглавляемым подполковником Александром Реневым и майором Михаилом Аристарховым, осмотреть Японское море и «вскрыть» находившуюся там американскую авианосную группу во главе с авианосцем Китти Хок. Пилоты мартыновского полка из-за дефицита «горючки» редко наведывались в зону маневров американцев - те уже отвыкли от русских. И уже не только ночью, но и днем «позволяли себе» подгонять к авианосцу топливозаправщики, рискуя при свете солнца обнажить систему подпитки главного корабля, - это уже порой напоминало цивильную фирму, степенно хозяйничающую вблизи от российских вод. Кроме того, на разведчиков уже долгое время давила идеология: Россия и США перед всем миром клялись во взаимном дружелюбии. Но одно дело - политические заверения «верхов», а другое - необходимость обеспечить безопасность страны.

Первым ушел на задание экипаж Ренева (штурман - майор Игорь Радченко). Через несколько минут взлетела машина Аристархова (штурман - капитан Владимир Осипов). Оба разведчика забрались на высоту 8000 метров и с разных направлений прошлись вдали от Китти Хок. Обычно американцы, еще километров за 120 запеленговав электроникой русские истребители, поднимали им навстречу свои палубные «Фантомы» и отгоняли от корабля. А если русские все же пытались сфотографировать авиносец, то F-18 буквально приклеивались к брюху наших Су-24 и закрывали собой цель, не давая ее фотографировать. В тот раз американцы на перехват не вышли - уверовали в немощь русской авиаразведки.

Но «вскрыть» авианосную группу с расстояния даже в 50 км невозможно - гигантский корабль на пленке будет чуть больше мухи. И Ренев после хитрого отвлекающего маневра «рухнул» на Китти Хок так, что американцы только головами закрутили - фотопулемет засек их остолбенение. Судя по всему, наш молниеносно появившийся самолет-разведчик они перепутали с американским, потому что тревога была объявлена лишь минут через 30. Аристархов следом за Реневым подошел к авианосцу издевательски низко и даже хохмы ради выпустил шасси, что посеяло еще большую панику среди команды корабля. На фотоснимках хорошо видно, что даже дежурный «Фантом» не готов к перехвату - на взлетке стоит ошарашенная происходящим обслуга. Никогда еще Китти Хок российские авиаразведчики не фотографировали «на память» с такой основательной тщательностью. Боевая задача была выполнена блестяще.

Но когда оскорбленные «наглостью» крылатых россиян американские адмиралы пожаловались Белому дому, а тот Кремлю, некоторые высокие командиры и кадровики перетрухали, боясь получить нагоняй за слишком рискованную выходку наших асов. А некоторые генералы на всякий случай требовали назначить расследование «боевого хулиганства» и грозили «виновным» наказанием...

В былые времена за выполнение таких задач давали орден Ленина и досрочно присваивали звания. С учетом «новых международных отношений» дальневосточные авиакомандиры послали в Москву на четверых офицеров представления к ордену Мужества. В столице рассудили по-своему: Реневу и Аристархову хватит и медали Нестерова, а Радченко и Осипову - медали за безупречную службу...

Через несколько дней после описанного случая разведка Тихоокеанского флота перехватила электронное письмо. Командир отряда F/А-18, находившийся на борту Китти Хок во время инцидента, пишет своему сослуживцу.

«...Сидим мы и болтаем о всякой фигне, вдруг звонок из БИЦ (Боевого информационного центра). Они говорят: «Сэр, мы засекли русские истребители!». Капитан: «Объявляйте тревогу. Поднимаем истребители!» Из Центра говорят, что можно объявить только «Тревогу-30» (вылет в течение 30 минут). Капитан: «Поднимайте в воздух все, что можно!» Я связался с дежурным офицером эскадрильи. В тот день дежурила не наша эскадрилья, так что я велел ему сделать так, чтобы они подняли свои задницы. Одним словом, через 40 минут после объявления тревоги, после того, как русские Су-24 на скорости 500 узлов прошли прямо над башней Китти Хок, офицеры расплескали свой кофе и сказали все как один: «Fuck you!» Я посмотрел на капитана. Его лицо было багровым.

Русские истребители сделали еще два крутых виража на низкой высоте до того, как мы наконец-то запустили ЕА-6В Prowler (беспилотный военный самолет). Да, да... мы запустили грёбаный Prowler против истребителя прямо над кораблем. Истребитель имел его, как хотел. Наш уже вопил о помощи, когда наконец F/А-18 поднялся в воздух, чтобы совершить перехват. Но было поздно.

Четыре дня спустя русская разведслужба прислала командующему Китти Хок фотографии наших летчиков, мечущихся по палубе. Какой позор! Я чувствовал себя так, словно нас отымели, а я даже не слез со скамейки, чтобы помочь своим.

Пока. Жму лапу. Джон».

2

Операция "Атрина"

В 1987 году разыгралась подводная баталия, которая не на шутку встревожила Пентагон. В советских служебных документах эта операция носила кодовое название «Атрина» - абсолютно искусственный термин, чтобы даже смысловой оттенок слова не выдал суть дела.

В чем состоял смысл «Атрины»? Дело в том, что американцы привыкли, что наши подводные крейсера выдвигаются в районы боевой службы - Северную Атлантику - по одному и тому же направлению с небольшими отклонениями: либо между Фарерскими и Шетландскими островами, либо в пролив между Исландией и Гренландией. Так вот, за годы наших многих боевых служб противолодочные силы НАТО научились перехватывать советские подводные лодки именно на этом главном маршруте развертывания. Надо было слегка проучить зазнавшегося «вероятного противника» и показать, что при необходимости мы можем стать «неуловимыми мстителями», то есть действовать достаточно скрытно для нанесения ответного удара, «удара возмездия».

Иначе говоря, «политике канонерок» мы должны были противопоставить вполне адекватную «политику подводных крейсеров». Выбор главнокомандующего ВМФ СССР адмирала флота В. Чернавина пал на 33-ю противоавианосную дивизию атомных подводных лодок Северного флота, оснащенную к тому времени наиболее современными кораблями и укомплектованную опытными офицерами-подводниками.

«Итак, пять многоцелевых атомных подводных лодок, пять командиров, пять экипажей должны были быстро и скрытно подготовиться к небывалому совместному плаванию в Западном полушарии планеты. Чтобы оно и в самом деле стало неприятным сюрпризом нашим недругам, чтобы скрыть смысл операции от всех видов натовской разведки (а мы я имею в виду подводные атомные силы Северного флота - находились в эпицентре внимания всех мыслимых и немыслимых разведывательных средств, начиная от древней, как мир, агентурной сети и кончая спутниками-шпионами), в 33-й дивизии было проведено мощное легендирование. Даже командиры лодок только в самый последний момент узнали, куда и зачем выходят их корабли.

Вместе с атомными подводными лодками в операции должны были участвовать два надводных корабля с гибкими буксируемыми антеннами типа «Колгуев» и дивизия морской авиации. Причем планировалось, что самолеты будут взлетать не только с аэродромов Кольского полуострова и центра России, но и с аэродромов Кубы.

В начале марта 1987 года из Западной Лицы вышла первая подводная лодка будущей завесы. Через условленное время от причала оторвалась вторая, затем третья, четвертая, пятая... Операция «Атрина» началась...

Надо сказать, что атомоходы уходят на боевую службу обычно в одиночку. Реже - парами. Впервые за всю историю нашего подводного плавания в океан уходила целая дивизия атомных подводных лодок: К-299 (командир - капитан 1-го ранга Клюев), К-244 (командир - капитан 2-го ранга Аликов), К-298 (командир - капитан 2-го ранга Попков), К-255 (командир - капитан 2-го ранга Муратов) и 60 лет шефства ВЛКСМ, которой командовал уже другой офицер - капитан 2-го ранга Смелков. Возглавлял отряд контр-адмирал Анатолий Шевченко.

За «уголок» - как называют североморцы Скандинавский полуостров - дивизия выдвигалась обычным путем. Поэтому вероятный противник, для которого, конечно же, исчезновение из Западной Лицы пяти «единичек» не осталось тайной, поначалу не очень обеспокоился. Идут себе нахоженной, а значит, и хорошо отслеженной тропой - и ладно. Аналитики из Пентагона могли даже предсказать, куда - в какой район Атлантики - идут русские, полагаясь на старые шаблоны. Но в тот раз они здорово ошиблись.

В условленный день, в назначенный час атомные подводные крейсера дружно повернули и исчезли в глубинах Атлантики. Так из походной колонны - довольно растянутой во времени и пространстве - образовалась завеса, быстро смещающаяся на запад.

Весьма обеспокоенные тем, что дивизия атомных подводных крейсеров СССР движется к берегам Америки с неизвестными целями, движется скрытно и бесконтрольно, Пентагон бросил на поиск завесы десятки патрульных самолетов, мощные противолодочные силы.

Много позже командиры докладывали мне, что порой невозможно было подвсплыть на сеанс связи или поднять шахту РКП для подбивки воздуха в баллоны ВВД. Это была самая настоящая охота с применением всех средств поиска и обнаружения подводных лодок. Работали радиопеленгаторы и радары, гидролокаторы надводных кораблей прощупывали ультразвуковыми лучами глубины Атлантики.

Самолеты базовой и палубной патрульной авиации кружили над океаном круглосуточно, выставляя барьеры радиогидроакустических буев, используя во всех режимах бортовую поисковую аппаратуру: магнитометры, теплопеленгаторы, индикаторы биоследа... Работали гидрофоны системы СОСУС, размещенные на поднятиях океанического ложа, и космические средства разведки. Но проходили сутки, вторые, третьи, а исчезнувшая дивизия атомоходов не отмечалась ни на каких экранах и дисплеях. В течение восьми суток наши корабли были практически недосягаемы для американских противолодочных сил. Они вошли в Саргассово море в пресловутый Бермудский треугольник, где год назад погибла атомная ракетная лодка K-129, и, не доходя несколько десятков миль до британской военно-морской базы Гамильтон, где, кстати говоря, с 1940 года базируются и американские корабли и самолеты, круто изменили курс.

Вскоре начальник разведки ВМФ доложил мне. что из Норфолка вышли на поиск отряда Шевченко шесть атомных подводных лодок. Это не считая тех, которые уже находились на обычном боевом патрулировании в Атлантике. В противодействие нам были брошены три эскадрильи противолодочных самолетов, три корабельные поисково-ударные группы, причем одна из них - английская во главе с авианосцем типа Инвинсибл, три корабля дальней гидроакустической разведки. Американские моряки не совсем верно классифицировали наши подводные лодки, определив их как чисто ракетные,- дивизия действовала в смешанном составе. Президенту США Рейгану доложили: русские подводные ракетоносцы находятся в опасной близости от берегов Америки. Вот почему против советских подводников направили столь крупные поисково-ударные силы. Они преследовали отряд капитана 1-го ранга А. Шевченко почти на всем обратном пути и прекратили работу только в Норвежском море.

Чтобы оторваться от этой армады, прикрыться от ее средств активного поиска, я разрешил командирам применять приборы гидроакустического противодействия, которыми снабжены подводные лодки на случай реальных боевых действий. Они выстреливали имитаторы шумов атомохода, сбивая преследователей с истинного курса. Использовались и ЛДЦ - ложно-дезинформационные цели, маскирующие маневренные действия подводных крейсеров, а также другие уловки.

Все пять атомоходов благополучно вернулись в базу. Командиры ПЛ были награждены орденами Красного Знамени. Получили правительственные награды и другие офицеры и мичманы, отличавшиеся в этом напряженнейшем трехмесячном плавании.

Помимо важных сведений о противолодочных силах и средствах вероятного противника в Атлантике, которые были получены в результате операции «Атрина» , поход имел и большое морально-психологическое значение для наших моряков, глубоко переживших недавнюю гибель стратегического атомохода K-129.

3

страник написал(а):

В былые времена за выполнение таких задач давали орден Ленина и досрочно присваивали звания. С учетом «новых международных отношений» дальневосточные авиакомандиры послали в Москву на четверых офицеров представления к ордену Мужества. В столице рассудили по-своему: Реневу и Аристархову хватит и медали Нестерова, а Радченко и Осипову - медали за безупречную службу...

Давать то "картавого" конечно давали, вот только ты можешь себе представить, что б в те былые времена их авианосец у наших берегов не был бы в состоянии минутной боеготовности, а напоминал круизный лайнер?

Отредактировано Sewytch (17.06.2008 18:46:30)

4

Не поверишь. Был случай охренеть.. Читал в мимуарах причем не у одного подводника... К сожалению в инете не нашел.
Коротко суть в следущем- В начале 80х,разгар холодной войны, в Тихом океяне курсирует АУГ (авиционная ударная группа во главе с авианосцем,каким врать не буду не помню)). Как это водится рядышком крутиться наша ракетная АПЛ... Наблюдают.. Вдруг АУГ набирает скорость и движеться в сторону лодки. Наши понимают,что уходить нельзя, засекут. И лодка тихонечко ложиться на дно. Через какое то время наши акустики теряют контакт, ничего не понятно.. Командир дает команду на всплытие под перископ.
А что же АУГ? Оказывается корабли охранения засекли чужую лодку и начали ее активный поиск и тоже потеряли. Тогда командующий дает команду всем кораблям застопорить ход полную тишину и слушать... В это время.. В днище флагману упираются вдвижные устройства русской подлодки :crazyfun:  Пропарывают днище. на авианосце паника,тревога. Наш понимая что не спячешься, на полном ходу обламывая перископ уходит.. Вот так то.. Не знаю получил ли наш капитан "картавого", но то что у америкосов звезды полетели это точно  :D

5

Я эту историю слышал: на аэрофотосъёмке работал в паре с отставным боевым пловцом (наш ровесник, ушёл в запас кап-2 после продырявливания в Чиче), до ухода в спецназ был сперва штурманом, потом старпомом на лодке. Ну а командиром у него был участник то ли того, то ли до маразма похожего похода.
То есть был ещё вариант, когда авианосец лёг в дрейф из за поломки руля. Наши обретались где то рядом на термоклине. Ветром пиндостанскую галошу нанесло прямо на них (без касания корпусов). Наши сидят, молчат, акустики с особистом чужую мову слушают, вдруг чего интересное. И вдруг наш акустик слышит базар двух матросиков: один из них вспоминает что в таком то отсеке, чего то там куроча, забыл лом, и теперь он наверняка тягу руля заклинил. А так как матросики судя по всему были салажатами, то по начальству не доложили. Авианосец починился вроде, врубает ход, проходит несколько миль, шмыг-шмыг - руль еле шевелится. Снова встаёт. Капитану субмарины попадает под хвост вожжа. Лодка всплывает и в открытом эфире: "Мистер адмирал, сэр, причина поломки там то и там то, такая то, удачного ремонта!" Бульк!
Говорят капитан авианосца после командовал ледокольным буксиром у берегов Гренландии.
Данный случай попал и в худ. литературу. В одном из романов С.Алексеева описан, правда, как всегда, пара вёдер мистики в придачу.

Отредактировано Sewytch (17.06.2008 22:24:56)

6

СЛУЧАЙ В КВАДРАТЕ...

     Вопрос, заданный нашим читателем, относится к тому периоду времени в развитии нашего подводного ракетно-ядерного флота, когда в отличие от сегодняшнего положения – атомные и дизельные ПЛ Советского Союза, не считаясь с затратами сил и средств, в полном объеме выполняли боевые задачи в в Мировом океане. И случай, происшедший с АПЛ К-324 тому подтверждение.
     Так что же произошло в декабре 1983 г. в Атлантическом океане у берегов Соединенных Штатов, что заставило всплыть советскую крейсерскую АПЛ, именуемую в NATO «Victor-III»?
     Начнем с того, что такой случай действительно имел место, ярким подтверждением чему является фотография, увиденная нашим читателем. Попытаемся восстановить последовательность событий потем сообщениям, которые все же просочились в печать, несмотря на всеохватывающую (в то время) цензуру, сказывающуюся и спустя почти полтора десятилетия.
     Атомная ПЛ К-324 пр.671-РТМ строилась в Комсомольске-на-Амуре и была седьмой в серии. На момент описываемых событий атомоход, которым командовал капитан 2 ранга В.А.Терехин, входил в состав СФ и выполнялзадачи боевой службы у берегов США. Надо отметить атмосферу того времени – противостояния двух великих держав, времени «холодной» войны и гонки ракетно-ядерных вооружений, времени, когда еще не забылся Карибский кризис, когда шла война в Афганистане и когда в Латинской Америке вновь вспыхнули очаги напряженности. Непростое было время, требовавшее полной самоотдачи и самопожертвования.
     По словам командира атомохода, эта «автономка» стала необычной из-за массы непредвиденных ситуаций, которые закончились потерей хода и всплытием вблизи американских берегов. Во время похода было все – и изнуряющая жара в отсеках, и проблемы с водоснабжением, и выход из строя холодильной установки, и выполнение одного из многочисленных заданий командования. В то время американские ВМС испытывали новейшую ГАС «ТаcTAS», и именно на американский фрегат «МсCloy», оснащенный этим устройством, вышла АПЛ Терехина. Любая информация о параметрах работы этого суперсовременного оборудования была бесценной для советской науки и флота. А К-324 удалось не только длительное время сопровождать фрегат, занятый испытаниями ГАС, но и выяснить некоторые рабочие характеристики буксируемой кабель-антенны. Более того, в ходе слежения посчастливилось выявить некоторые особенности взаимодействия гидроакустиков американского фрегата со своими субмаринами и другими компонентами американского комплекса дальнего гидроакустического обнаружения.
     Эта была удача и редкостный успех лодки на боевой службе! Работу с фрегатом «McCloy» можно было бы продолжать, но он внезапно прекратил испытания и быстро ушел, в связи с чем атомоход получил команду поменять район плавания. Но в этом момент и произошло чрезвычайное происшествие.
     Как показалось в первый момент всем находившимся на борту, продолжается череда поломок и неисправностей – на этот раз вышла из строя главная турбина атомохода. По воспоминаниям участника событий, «...с увеличением оборотов в корме началась сильнейшая вибрация. При этом вся кормовая часть ходила, что называется, ходуном... Со столов на палубу летело все. Плохо закрепленный ЗИП с грохотом передвигался. Невозможно было стоять, не взявшись за поручни...». Главная турбина сразу же была остановлена, теперь корабль двигался на глубине за счет гребных электродвигателей – в турбинном отсеке экипаж приступил к выяснению причин происшествия. Однако причина крылась в другом, она выяснилась только после всплытия.
     Тогда ночью, после осмотра лодки в надводном положении, оказалось, что причина потери хода заключена не в турбине, а в том, что на хвостовое оперение субмарины намотался «трос от рыбацкой сети» – «что-то, накрученное на хвосте лодки тугим мотком, сковывало действия корабля, заставляло с необычной нагрузкой работать корабельные движители, лишало лодку маневренности». В темноте освободиться от помехи не представлялось возможности. Уже днем, при солнечномквете, Терехин увидел, что не трос от сетей сковал движения его корабля. «Тяжелым удавом на хвосте субмарины свился изрядный кусок бронированной кабель-антенны американской буксируемой ГАС – СУПЕРСОВРЕМЕННОЙ, СВЕРХСЕКРЕТНОЙ». Именно той самой ГАС, ради которой в океан уходили корабли, изматывались люди, сжигалось обычное и ядерное топливо. Чем можно было это назвать – подарком судьбы, компенсацией за пот и кровь похода или предвестником еще одного испытания, выпавшего на долю экипажа?
     После сообщения командира о случившемся в штаб флота командование приняло решение о сохранении этой антенны любой ценой и о доставке ее в базу. Но это оказалось не так просто – лодка была лишена хода, погружение также было связано с опасностью. Разумеется, сразу после всплытия АПЛ была обнаружена патрульными самолетами ВМС США, не заставили себя ждать и надводные корабли. К месту всплытия лодки Терехина прибыли эсминцы «Piterson» и «Nicolson» (типа «Spruance») с определенно противоположной задачей – любыми средствами обрубить и утопить сверхсовременную и столь же секретную антенну.
     Как выяснилось позднее, за кормой лодки болтался 400-метровый кусок кабель-антенны. Более того, на нем, как оказалось, сохранились даже антенные приемники, правда, некоторые были частично разрушены, но один – сохранился полностью. Это была находка!
     На помощь К-324 срочно направили спасательное судно «Алдан», но за время его ожидания еще много напряженных минут пережил командир и его экипаж. Все, что таким необычным образом досталось нашему кораблю, надлежало сохранить любой ценой – а если не удастся сохранить, то уничтожить!
     Совместные «маневры» медленно двигавшейся под гребными электромоторами советской лодки и скоростных эсминцев США длились почти 10 суток. Многократно американские эсминцы пересекали курс АПЛ, проходили в непосредственной близости за кормой. Уже к концу затянувшегося «эскорта», когда их действия стали особенно откровенными и опасными, было принято решение о подготовке АПЛ к взрыву. К-324 уже была готова к тому, чтобы, провалившись в пучину на 5000 м, унести с собой все секреты, но тут на помощь подоспел «Алдан», который начал буксировку АПЛ на Кубу для исправления повреждений.
     С прибытием спасателя напряженная обстановка разрядилась. Хотя американские корабли сопровождали наш «караван» до Кубы, они уже не предпринимали никаких опасных действий.
     После прибытия на Кубу на лодке были исправлены все повреждения, она своим ходом вернулась в родную базу, где ей оказали торжественный прием. Ну, а сам «улов» сразу передали для изучения и исследования.
     В заключение хотелось бы сказать следующее. Обо всей обстановке, всей опасности, которой подвергалась лодка и ее экипаж, об истинной причине потери хода, а также о подготовке к взрыву на корабле знали только несколько офицеров, а для многих моряков эта «автономка» осталась просто необычной и напряженной, а антенна американской ГАС – тросом от рыбачьих сетей.

7

ГИПЕРБОЛОИД АДМИРАЛА ГОРШКОВА

Звёздные войны

     Весной 1983 года президент США Рональд Рейган оповестил мир о планах размещения на околоземной орбите спутников-перехватчиков. Они предназначались для уничтожения на начальной траектории полёта советских баллистических межконтинентальных ракет. Программа получила название «Стратегическая оборонная инициатива», или, сокращённо, СОИ.
     Советские средства массовой информации принялись дружно клеймить милитаристские планы Вашингтона, обвиняя его в нагнетании очередного витка гонки вооружений.
     Между тем в СССР уже несколько лет велись активные работы по созданию космического вооружения, в том числе орбитальных лазерных установок.

Тема «Айдар»

     За семидесятые–восьмидесятые годы в Советском Союзе было построено несколько экспериментальных образцов космических лазерных пушек Их разрабатывали для уничтожения на орбите Земли американских спутников-перехватчиков. Все существующие установки были «завязаны» на стационарное энергоснабжение и не отвечали главному требованию военного космоса — полной автономности. Из-за этого конструкторы не могли провести полноценные испытания.
     Для отработки автономности пушку, или, как значилось в документах. Мощную силовую установку (МСУ), решили установить на надводном корабле. Задачи по испытаниям боевого лазера правительство возложило на Военно-морской флот.
     Выбор моряков пал на сухогруз вспомогательного флота «Диксон». Судно имело водоизмещение 5,5 тысячи тонн, длину 150 метров и скорость 12 узлов. Эти характеристики, а также конструктивные особенности судна отлично подходили для монтажа нового оборудования и проведения испытаний. К тому же за кораблём были оставлены его прежнее название и безобидная классификация сухогруза. Чтоб на Западе не волновались.
     В начале 1978 года «Диксон» прибыл на судостроительный завод в Ленинграде. Работы по его переоборудованию проходили под руководством конструкторского бюро «Невское». Параллельно на Калужском турбинном заводе началась сборка лазерной пушки. Она должна была стать самой мощной из существующих в СССР боевых лазерных установок. Все работы были засекречены и получили название «Тема «Айдар».

Золотая рыбка

     Об истории уникального лазерного корабля корреспонденту «Версии» рассказали непосредственные участники этого проекта. Участвующие в работе над системой специалисты окрестили «Диксон» «золотой рыбкой». Проект стоил бешеных денег - счёт шёл на сотни миллионов советских рублей.
     Но работы постоянно спотыкались о серьёзные проблемы технического и научного плана. К примеру, чтобы установить на корабль 400 баллонов для сжатого воздуха, судостроителям пришлось полностью снимать металлическую обшивку с обоих бортов.
     Позже выяснилось, что на корабле может ненароком взорваться сопутствующий стрельбе водород. Он имеет обыкновение скапливаться в закрытых пространствах, поэтому решили смонтировать усиленную вентиляцию. Верхнюю палубу корабля сконструировали так, что она могла раскрываться на две части. В результате корпус потерял прочность, и его пришлось укреплять.
     Лазерщики рассчитали, что силовая установка корабля не может дать пушке необходимой энергии в 50 мегаватт. Предложили усилить корабельные дизели тремя реактивными двигателями от самолёта Ту-154. В корабле пришлось снова делать отверстия и менять интерьер трюма.
     Не менее колоссальные средства пожирали работы над самой пушкой. Например, разработка адаптивного отражателя (такой «медный тазик» диаметром 30 сантиметров, который должен был направлять лазерный луч на врага) стоила примерно 2 миллиона советских рублей. На его изготовление целое производственное объединение в подмосковном городе Подольске потратило полгода. Необходимая идеальная поверхность была достигнута специальной шлифовкой. Отражатель день за днём вручную обрабатывали труженицы предприятия. Затем отражатель оснастили специально разработанной для него ЭВМ. Компьютер отслеживал состояние поверхности отражателя с точностью до микрона. Если компьютер обнаруживал искажения, он мгновенно подавал команду, и прикреплённые к днищу отражателя 48 «кулачков» начинали молотить по «тазику» и выправлять его поверхность. Опять же с точностью до микрона. А чтобы отражатель не перегревался после контакта с лучом, к нему была прикреплена специальная подкладка- Сделана она была из бесценного бериллия. В подкладке были высверлены тончайшие капилляры, по которым, на радость морякам, перекачивался сорокаградусный раствор спирта. За один опытный выстрел уходило 400 литров. Правда, как рассказывают участники проекта, после лекции на тему «Влияние бериллия на организм человека» количество расходуемого спирта на «Диксоне» сократилось.
     В конце 1979 года «Диксон» перешёл на Чёрное море, в Феодосию. В Крыму на судоремонтном заводе имени Орджоникидзе был произведён окончательный монтаж пушки и систем управления. Там же на корабль заселился постоянный экипаж — моряки и шесть сотрудников КГБ.

Под грифом «особой важности»

     Вопреки старой морской традиции новое место базирования — Севастополь встречал «Диксона» без оркестра и застолья. «Сухогруз» поставили особняком от боевых кораблей на 12-й причал Северной бухты. Несколькими днями раньше подходы к пирсу обнесли бетонным забором высотой четыре метра. Натянули проволоку. Пустили ток. Установили строжайший пропускной режим.
     С моряков и гражданских специалистов взяли подписку о «неразглашении».
     На всякий случай: если кому интересно, то срок действия подписки закончился восемь лет назад.

Ворошиловские стрелки

     Первый свой лазерный залп «Диксон» произвёл летом 1980 года. Стреляли с дистанции 4 километра по специальной мишенной позиции, расположенной на берегу. Мишень была поражена с первого раза, правда, луча как такового и разрушений мишени с берега никто не увидел. Попадание вместе со скачком температуры зафиксировал установленный на мишени тепловой датчик. Как оказалось, коэффициент полезного действия луча составил всего лишь 5 процентов. Всю энергию луча «съели» испарения влаги с поверхности моря. Тем не менее результаты стрельб были признаны отличными. Ведь систему разрабатывали для космоса, где, как известно, полный вакуум.
     Зато испытания лазерной пушки охладили амбиции главкома ВМФ адмирала Горшкова, который мечтал установить гиперболоиды чуть ли не на каждый корабль. Помимо низких боевых характеристик, система была громоздка и сложна в эксплуатации. На подготовку пушки к выстрелу уходило более суток, сам выстрел длился 0,9 секунды. Для борьбы с атмосферой, поглощающей лазерное излучение, учёные придумали пускать боевой луч внутри так называемого луча просветления. В результате удалось несколько повысить боевую мощь лазера, который уже мог прожигать обшивку самолёта, но на дистанции всего лишь 400 метров.
     Испытания лазера были завершены к 1985 году.

Двусторонний блеф

     Несмотря на то что испытания были успешно завершены, конструкторы и военные смотрели на своё детище скептически. Все прекрасно понимали, что вывести такую систему на орбиту в ближайшие 20—30 лет не удастся. Об этом было осведомлено и высшее партийное руководство страны. Руководство не устраивали сроки и грядущая перспектива гигантских расходов. Конструкторы предлагали более экономичные разработки. Например, запуск на орбиту так называемых беспилотных спутников – камикадзе. В случае войны они, по замыслу учёных, должны были приближаться к американским перехватчикам и взрываться. Наиболее вероятной представлялась идея по созданию специальных орбитальных систем, распыляющих на орбите угольную пыль. Облака из такой пыли должны были блокировать боевые лазеры противника. Но всё это, несмотря на кажущуюся простоту, опять же требовало огромнейших материальных затрат.
     С такими же проблемами столкнулись и за океаном. Итогом так и не состоявшейся гонки космических вооружений стали переговоры «По обороне и космосу», которые стартовали в марте 1985 года. Они послужили толчком к двустороннему свёртыванию военных космических программ.
     Есть мнение, что на самом деле выводить боевые спутники на орбиту никто и не собирался. Разрабатывая космические вооружения, Москва и Вашингтон попросту блефовали, чтобы подорвать экономику друг друга. Для большей правдоподобности не скупились на большие расходы.
     После переговоров в доказательство благих намерений Советский Союз демонстративно прекратил работы сразу по нескольким космическим программам. В 1985 году была свернута и тема «Айдар». О «Диксоне» забыли.
     К сожалению, мы не располагаем официальными данными о дальнейшей судьбе этого уникального корабля. По слухам, во время раздела Черноморского флота лазерный корабль «Диксон» достался Украине.

     От редакции сайта «АТРИНА»: по данным альманаха «Тайфун» опытовый корабль «Диксон» проекта 59610, на котором удачно испытали флотское лазерное оружие, был подозрительно быстро списан Украиной. При списании произошел «тихий» скандал: сверхсекретная документация по проведению испытаний бесследно исчезла!!! (можно догадаться кому достались плоды наших трудов) Более того, корабль был в отличном состоянии, имел пять исправных дизель-генераторов, но был продан в Индию частной фирме по цене металлолома! Без санкции «сверху» такие дела практически исключены, а нашей стране был нанесен урон, возможно, в миллиарды долларов.

     На снимке справа: опытовый корабль «Диксон» на Черном море. Перед ходовым мостиком хорошо видна большая платформа, на которой стояла лазерная установка МСУ.


Вы здесь » Братство - Москва » Наша история » Есть еще чем гордиться