Братство - Москва

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Братство - Москва » Цели, задачи, идеи » Уроки Памяти.


Уроки Памяти.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Так называется книга выдающегося русского-советского литературоведа, критика и исследователя фронтовой поэзии Александра Григорьевича Когана, изданная в 1988 г. издательством "Художественная Литература", под рецензией доктора филологических наук В.А.Сурганова. В инете мне эта книга не попадалась, приобрёл её по случаю на книжном "разборе". Уверен, чтение данных литературных очерков не оставит равнодушным никого. Цитируя автора и выражая свои мысли предлагаю Вашему вниманию серию очерков-рассуждений о неиссякаемом духе патриотизма, которым пронизана каждая строка произведений героев-поэтов времён Великой Отечественной войны. Вера в светлое будущее, а значит в своих сыновей и внуков, как зёрна, брошенные в благодатную почву, прорастают и будут прорастать в свободных умах наших сыновей и внуков.
   ...Поэты, представленные в них, разные по национальным, поэтическим традициям, культуре, Душевному складу, жизненному опыту, возрасту. Но в одном они едины - на зов Родины они ответили одинаково. Автор называет это - МНОГООБРАЗНОЕ ЕДИНСТВО. То, о чём много говорилось, но не подчёркивалось! А за поэтическим разнообразием вставало многообразие жизненное - многообразие индивидуальностей, судеб, вкусов, опыта, потребностей многонационального советского народа. Это богатство держало испытание на войне; сама наша победа в войне была не в последнюю очередь победой духовного богатства советского человека над духовным убожеством фашистских "сверхчеловеков".
   Творческая разность советских поэтов, сражавшихся, а зачастую и погибавших в Великой Отечественной войне, есть поэтический эквивалент многообразия душевной жизни народа, в небывалом единстве вставшего на защиту Родины. Перед нами, можно сказать, коллективный лирический герой; понять противоречивое единство его подчас, казалось бы, несоединимых черт - значит понять во многом идейно-нравственные истоки нашей победы.
   Справедливо говорится в послесловии к первой книге сборника "В редакцию не вернулся...", что его издание, в сущности, лишь начало выполнения нами нашего гражданского и общественного долга перед памятью погибших на фронте литераторов.
   По подсчётам, сделанным автором этих строк вместе с группой исследователей, работавших над "Словарём-справочником писателей фронтовиков", на основании сведений комиссии по военно-художественной литературе СП СССР и анкет, полученных редакцией тома 78 "Литературного наследства", общее число писателей, участвовавших в Великой Отечественной войне, - свыше 1000 человек, а включая и пришедших в литературу после войны - около 1500 человек; погибших на фронтах - свыше 400 человек.
Иные ушли на фронт уже широко известными писателями; иные только-только начинали свой путь в литературе, и их первые стихи, рассказы, очерки, корресподенции увидели свет на страницах армейских, флотских, дивизионных многотиражек, партизанских газет и листовок, а к широкому, всесоюзному читателю пришли годы спустя.
Всех их роднит одно: старшие и молодые, поэты и критики, они одинаково не мыслили собственной жизни вне того главного, чем жил тогда весь народ, своей судьбы - вне судьбы народной. Быть на переднем крае борьбы было для них личной потребностью: не пережив того же, что переживали бойцы, переживал сражающийся народ,- нельзя было и правдиво, горячо рассказать об этом... "Военный корресондент,-писал в те дни Юрий Жуков в статье, посвященной памяти военкора "Комсомольской Правды" Николая Маркевича,- хотел описать бой глазами солдата. Для этого мало поговорить с участником боя. Для этого надо самому быть на его месте, самому хлебнуть горького воздуха атаки,- только тогда на кончик пера пойдут настоящие слова, искренние чувства и верные образы". Уходят в ополчение поэты А. Миних-Маслов, В. Стрельченко, А. Ясный, очеркист В. Бобрышев, детский писатель М. Гершензон, прозаики И. Зарубин, Е. Зозуля, Ю. Либединский, Шалва Сослани, критики А. Роскин, М. Серебрянский, В. Тренин; отказывается остаться в Москве вызванный с фронта редакцией "Комсомольской Правды" её военкор Аркадий Гайдар.
   Единство жизненной и писательской судьбы таких людей, как Гайдар или Крымов, Джалиль или Ставский, Капиев или Уткин, известно каждому. Но в том то и сила народа, выигравшего войну, что это единство не было привилегией одиночек. Это была черта массовая, норма поведения литераторов всех возрастов и рангов.
   Среди героев-поэтов были и романтики, и бунтари, и герои гражданской войны, и революционеры-ленинцы... и каждый из них по настоящему, искренне, с неподдельным глубоким патриотизмом посвящает стихи Родине!
   ...Для одного Родина могла ассоциироваться со ржаным полем (Фатых Карим), для другого - с "глазами белокурого ребёнка", обликом любимой женщины (Джек Алтаузен)... Но какие бы ассоциации она ни пробуждала у фронтовых поэтов, каждый из них по праву мог бы подписаться под строками Иосифа Уткина:
   Клянусь, назад ни шагу!
   Клянусь, что лучше сам
   На эту землю лягу
   Чем эту землю сдам.
               ("Клятва")
= = = = =

       Тема Родины – важнейший мотив фронтовой поэзии. Переклички поэтов, свидетельствующей о формировании новой исторической общности, состоящей из людей разных национальностей и народностей, о том чувстве семьи единой, которое в дни войны не только выдержало проверку на прочность, но и оказалось во сто крат обострено, усилено величайшими испытаниями, выпавшими на долю всех народов Советского Союза. Понятия «Родина» и «дружба народов» неразрывны в поэзии войны, а Россия оказывается в этих стихах синонимом Родины.
Показательны даже их названия:
Х. Алимджан «Россия»
Т. Балаев «Родина»
И. Барбарус «Сон о Родине»
И. Бауков «Говори мне о России»
А. Венцлова «На Волге»
А. Гарнакерьян «Россия»
В. Кулемин «Родина»
А. Прокофьев «Россия»
М. Рыльский «Слово о Матери-Родине»
К. Симонов «Ты помнишь Алёша дороги Смоленщины»
Я. Судрабкалн «Русскому народу»
Г. Цадаса «Жизнь и Родина»
И многие многие другие.

       Ещё перед большой войной, но уже на опыте войны «малой» (Халхин-Гол) К. Симонов написал строки о том, что в трудную минуту расставания, уезжая на войну, с которой можно и не вернуться, человек не вспоминает всех книг, которых не прочёл, всех слов, которых не сказал; вспоминает « не всю землю, а только клочок земли. Не всех женщин, а женщину на вокзале».
     Уже здесь была чётко сформулирована взаимосвязь общего и частного, «большой» и «малой» Родины. То, «с чего начинается Родина» и во что она вырастает.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.

          Конкретность, теплота, личность восприятия большого мира через детали мира малого, общего через частное, большой Родины-матери через любимую женщину-мать солдата и т.п. – характерная черта поэзии военных лет.

            … Всем памятны строки Есенина:
Если кликнет рать святая:
Кинь ты Русь, живи в раю,-
Я скажу: «не надо рая»,
Дайте Родину мою!

Этот мотив, в годы суровых военных испытаний возрождается и переосмысляется в творчестве советских поэтов. –

Скажут: «Счастлив будешь, но на годы
Родину придавит кабала»,-
Я скажу: «Не надо мне свободы,
Лишь бы вольной Родина была».
(А. Алиш, «Песня о себе». Перевод с татарского Б. Дубровина)
          Автор этих строк действительно прошёл трагический и героический путь, был казнён в фашистских застенках.

И, в даль идя необозримую,
Где смелых бурям не сломать,
Он вспомнал свою родимую,
Свою единственную мать.

И знал, что сколько миль не пройдено –
С ней вместе пройдено вдвоём,
И не случайно нашу Родину
Мы тоже матерью зовём.

Строки из написанной в конце войны Н. Флеровым «Баллады о матросской матери». Мать погибшего моряка провожает в море дивизион, где служил её сын. И теперь каждый из матросов, прощаясь, называет её «мамой»…

Отредактировано Pobedin (29.07.2012 01:33:54)

2

Спасибо за сообщение.


Вы здесь » Братство - Москва » Цели, задачи, идеи » Уроки Памяти.