Самолет-штурмовик превратили в теплоэлектростанцию
На днях в подмосковном Павловском Посаде запустили необычную теплоэлектростанцию. Энергию на этой ТЭЦ вырабатывают два двигателя от самолета Су-25, которых летчики называют «Грачами». Необычная ТЭЦ обеспечивает электроэнергией и горячей водой несколько микрорайонов города.
Его создавали в 70-е как самолет огневой поддержки сухопутных войск, штурмовик Су-25. «Грач», как называют самолет сами летчики, в боях слыл «летающим танком» — за толстую броню и необычайную живучесть. Его двигатели модели Р-13 могут выдержать прямое попадание 23-миллиметрвого снаряда. Выпускают их на Уфимском моторостроительном заводе, который входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию.
Теперь двигатели от «Грача» обогревают и снабжают электричеством подмосковных жителей. На днях в Павловском Посаде запустили теплоэлектростанцию. Энергию на этой ТЭЦ вырабатывают два двигателя от самолета Су-25. Подробнее рассказывает Вадим Коновалов — начальник ГТУ-ТЭЦ Павловского Посада: «Произошла адаптация этого двигателя к наземной электроэнергетике путем пристыковки силовой турбины и использования мощности авиационного двигателя».
На мирной службе силовой агрегат стал газовым. Две таких установки раскручивают валы генераторов – на выходе получается 16 мегаватт электроэнергии. Отработавшие газы не улетают в атмосферу, а нагревают котел.
«Это выступающий из дымовой трубы котел-утилизатор, где подогревается горячая вода дымовыми газами от газотурбинной установки», — поясняет Вадим Коновалов.
Электроэнергия и горячая вода идет на несколько микрорайонов. Две-три таких ТЭЦ могут полностью обеспечивать небольшой районный центр. В подтверждение этому – слова Николая Кузнецова — директора по промышленным установкам Объединенной двигателестроительной корпорации: «Вырабатывать только тепло или только электрическую энергию, наверное, с точки зрения коэффициента использования теплотворности топлива, неправильно. Коэффициент полезного действия на станциях, вырабатывающих одновременно тепло и электрическую энергию, так называемый когенерационный цикл, КПД можно получить намного выше, это где-то 60%».
Контролирует работу авиационных двигателей, или как говорят в энергетике, «газотурбинных установок», – нет, не летчик, а машинист. Для контроля работы станции довольно одного человека — за всем следит электроника. Если сильные морозы, какие были в эти дни, то на запуск дополнительного энергоблока уйдут минуты.
«Пуск паротурбинной установки занимает около суток, — продолжает Вадим Коновалов. – А здесь 10 минут. Выход на холостой ход и набор нагрузки – это еще 5-10 минут».
В Павловском Посаде вопрос дефицита тепла уже решен. Только в этом году по всей стране были запущены подобные станции, которые в сумме вырабатывают 480 мегаватт, это сравнимо с одной традиционной ТЭЦ. Но для ее постройки нужен десяток лет, а газотурбинная установка разворачивается за девять месяцев.
Ученые считают: если строить подобные станции, то через 10 лет можно будет экономить 20 миллионов тонн топлива ежегодно.
«На ТЭЦ на киловатт выработанной электрической энергии уходит порядка 500 граммов условного топлива, — сообщает Николай Кузнецов. — На ГТУ-ТЭЦ с газотурбинной энергетической установкой — в теплоэнергетическом цикле если она работает — уходит всего 180 граммов условного топлива».
Повышение энергоэффективности стало одним из государственных приоритетов. Проект «Малая комплексная энергетика», в котором участвуют Объединенная двигателестроительная корпорация и корпорация «Российские технологии» должен стать хорошим подспорьем для обновления локальных энергосистем.