Форум московского региона - Русское Братство - Максим Калашников

Братство - Москва

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Братство - Москва » Русская цивилизация » Россия трех девятых: Государство в поисках страны.


Россия трех девятых: Государство в поисках страны.

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

1. Утопия как основа стратегии

1.1. Изобильное лето 1913-го

Через пятилетку, в 2014 году, будет отмечаться столетие с начала Первой мировой войны. Год 1913-й, её канун, задним числом был признан годом предвоенного благоденствия, и долгое время считался годом-эталоном, датой отсчёта хозяйственных и иных успехов нашей страны в XX веке. Все статистические показатели СССР сопоставлялись с уровнем 1913-го. Отдадим себе отчёт, что для нынешней РФ по ключевым параметрам он оказался недостижимым маяком.

Век назад на территории России, примерно равной шестой части земной суши, проживал каждый седьмой обитатель планеты. Национальный продукт составлял одиннадцатую часть мирового производства.

Полвека спустя в СССР примерно на той же площади жил уже лишь каждый тринадцатый землянин – налицо была относительная депопуляция, годы революций и войн сделали своё дело. Зато – по отношению к текущему среднемировому уровню производительности на одного человека – советские люди трудились почти в три раза производительнее, чем россияне в 1913 году. Сообща они производили седьмую часть всемирного валового продукта.

Сегодня в России на девятой части суши проживает лишь каждый 48-й житель Земли. Мы производим одну сорок пятую часть мирового продукта – около 2%.

Никакими словами невозможно выразить масштаб подобных катастрофических потерь. Но они ещё не стали поражением. Поражение наступает, когда потери официально признаются состоявшимися, и от их зафиксированного уровня начинает отстраиваться всё стратегическое и текущее планирование.

1.2. Новая Антарктида

Ресурсный потенциал, приходящийся на душу российского населения, в 5-7 раз выше среднемирового.

По целому ряду важнейших ресурсов этот отрыв гораздо выше. Например, на 11,5% суши, оконтуренной российскими границами, внутри которых проживает около 2% земного населения, по воле случая пришлось 35% мировых запасов газа, 30% железа и никеля, 40% металлов платиновой группы, 22% лесов, 20% пресной воды. (См. главу «Новая Антарктида» в книге «Россия суверенная. Как заработать вместе со страной»).

Наша удельная фондовооружённость[1] примерно соответствует уровню небогатых ресурсами стран Южной и Восточной Европы (типа Португалии, Греции, Чехии и т.п.).

Однако по национальной капитализации на душу населения мы отстаём от этой группы стран в разы, а от развитых стран Запада уже в десятки раз[2].

По важнейшему показателю удельной производительности территории (объём ВВП, отнесённый к площади территории страны) Россия пятикратно отстаёт от среднего уровня по земному шару. И дело тут вовсе не в суровости природных условий. Географические и климатические условия Норвегии и Японии, богатейших стран, едва ли не хуже. Не аргумент и малая плотность населения – в Австралии и Канаде она ещё в 4-5 раз ниже российской. Но удельная производительность их территорий выше среднемировой.

Российская территория используется в 15 раз менее эффективно, чем в США, в 12 раз хуже, чем индийская, и в 8 раз – чем китайская.

К примеру, располагая 10% мировой пашни (в том числе сорока процентами чернозёмов), мы едва производим на них полтора процента глобальной сельхозпродукции.

А если вынести за скобку Европейскую Россию и Урал, то производительность использования Сибири уже в 20 раз ниже среднемирового уровня. Она составляет менее 5% от удельной производительности территорий Украины, Туниса и малонаселенной Финляндии, треть которой расположена за Полярным кругом. Эффективность использования сибирской территории в 340 раз ниже, чем в Германии, в 480 раз меньше, чем в Японии… Вот подлинный, не смазанный аппаратными статистиками масштаб нашего отставания.

Таким образом, по эффективности использования ресурсного потенциала страны мы уступаем развитым странам в десятки раз. В условиях углубляющегося мирового дефицита ресурсов такое отставание создаёт прямую угрозу суверенитету и территориальной целостности страны.

1.3. «Царство трёх девятых»

Россия пока ещё занимает девятую часть земной суши. И чтобы просто удержать её за собой, необходимо поставить на следующее столетие стратегическую задачу-минимум. Нужно вернуться к естественному положению вещей (пусть в совершенно иных формах и обстоятельствах), когда бы каждый девятый человек на Земле снова говорил по-русски, и вместе мы производили как минимум девятую часть мировых богатств. При этом – не предполагая использовать насильственные методы. Условно назовём соответствующую стратегию нового века России – «Царство трёх девятых».

Обратим внимание: речь здесь не идёт ни о позитивном содержании новой национальной идеи, ни тем более о сверхдержавном реванше. Но даже такая скромная, консервативно-защитительная задача сегодня воспринимается скорее как пожелание чуда. Отсюда и жанр проекта: Утопия-XXI.

Понятно, какими способами нельзя решить задачу. Первое: невозможно заставить малочисленных русскоязычных женщин начать рожать как рыбки гуппи. Второе: нельзя принудительным образом загнать всё утерянное население в текущие границы государства. Впрочем, и это не решило бы проблемы. По самым оптимистичным расчётам, наряду со 140 миллионами российского населения вне её территории проживает всего 100-150 миллионов говорящих по-русски. Требуется ещё полмиллиарда.

Почему поставленная задача не утопична? Сегодня по сравнению с 1913-м годом на земном шаре гораздо больше зон влияния, материальных и духовных продуктов воздействия русской культуры. Мы пережили эпохи массовой эмиграции, глобальной имперской экспансии. Русские жили и работали, по-русски говорили в восточной половине Европы, на большей части Азии, в доброй трети стран Африки и даже в Латинской Америке… До сих пор на территории земного шара вне России сохраняется обширный русский след, по крайней мере социокультурный. Но в результате саморазрушения СССР вся его заграничная собственность оказалась бесхозной.

Россия в состоянии не только вернуть её значительную часть, но и обзавестись новыми приобретениями, если будет развиваться как трансгосударственная[3] страна-корпорация, в ядре которой – национальное государство, то есть государство не только российского народа, но и всемирной русской нации.

Как может выглядеть мир русской Утопии-XXI, в котором происходит движение к решению этой задачи? Надо рассматривать его на трёх уровнях:

1. Кто такие эти люди, говорящие и живущие на всех континентах по-русски, как устроена их национальная идентичность?

2. Каким образом может быть организовано трансгосударственное хозяйство, производящее девятую часть земного богатства?

3. Как при этом должно быть устроено российское государство, система отношений власти с этими людьми, в большинстве своём не являющимися его гражданами, с хозяйством, в значительной мере ведущимся вне зоны его суверенитета?

Но сперва нужно договориться о понятиях.

2

2. Контуры концептуализации

2.1. Страна: собственность и собственник

В постсоветской России постепенно происходит осознание и закрепление на институциональном уровне того известного обстоятельства, что сфера существования страны никогда не совпадает с границами государства.

Слову «страна» – при всей его значимости – обычно отказывают в статусе точного понятия. Подразумевается, что всем и так ясно, о чём речь. В большинстве энциклопедий соответствующая статья вовсе отсутствует. Новые интернет-ресурсы предпринимают неуклюжие попытки ликвидировать этот пробел. Викисловарь объявляет страну синонимом государства, хотя при этом в качестве родственных слов указывает «странность» и «странствие». Получается какое-то странное, странствующее государство. Википедия, напротив, утверждает: «Хотя понятия страна и государство часто используются как синонимы, между ними имеется существенная разница». Попытки определить эту разницу приводят к утверждению, что «под словом страна может пониматься не только территория, но и население этой территории».

В поисках смысла русских слов обычно незаменимым источником оказывается словарь Даля. Из него мы узнаём, что слово страна – однокоренное с глаголом «простирать» (распространять, шириться…). Даль цитирует «Акафист Всемогущему Богу в нашествии печали»:

«Господи мой, Господи, одеяйся светом, яко ризою, просвети мя омраченнаго печальми житейскими; Господи мой, Господи, простирай небо яко кожу, простри ми покров заступления Твоего».

Кроме того, по Далю, страна – среди синонимов края, а этот подвижный, распространяющийся край – опять-таки «земля, область и народ». «Что край, то обычай; что народ, то и вера».

Между участком земной суши (с прилегающими либо внутренними водами) и людьми, проживающими на нём, возможна целая система отношений собственности, всё более глубоких и содержательных.

2.2. Территория и население

Земля может являться просто территорией, границы которой установлены отношениями её собственника с другими собственниками других участков земли. Люди, проживающие на ней, – просто населением, ничем иным не связанным между собой, кроме факта соседского проживания и хозяйствования. Собственник может находиться не на самой территории, а где угодно. Территория может быть колониальной («заморской»), подмандатной, спорной и даже временно бесхозной. Так или иначе, но хозяйствующее население может пользоваться землями и ресурсами территории только с разрешения той инстанции, которая ими распоряжается – колониальной администрации, генерал-губернатора, правления колхоза – от имени конечного обладателя, который с самой территории невидим.

2.3. Государство и народ

Земля может быть территорией государства – корпорации, обладающей суверенитетом, то есть международно-признанной, эксклюзивной способностью распоряжаться территориальными ресурсами. Население (целиком или частично) может быть гражданами данного государства. Отношения между государством и его гражданами устойчиво в том случае, если большинство граждан принадлежат к одному государствообразующему народу – устойчивой целостности, имеющей общие этнокультурные корни, воплощённые в образе жизни и государственном языке.

Между понятиями «государство» и «народ» существует широкий спектр различных отношений и сочетаний.

Может быть народ-этнос, у которого в настоящем нет государства. Например, курдский народ проживает на территориях нескольких государств, и произнеси только «курдистан» - эти государства тут же выдвигают ноты протеста. Еврейский народ две тысячи лет не имел своего государства.

Сплошь и рядом встречается государство без народа. Таково, к примеру, большинство государств, возникших с крушением колониальных империй – в Латинской Америке в XIX веке, в Африке и Океании в XX веке. Боливия считается независимой с 1825 года. Кто там живёт? Большинство образуют представители двух крупных индейских этносов, которые между собой не срастаются. 40% – испаноязычное население, в котором значительную часть составляют метисы разного происхождения. Кроме того, там обитают около 60 мелких племён, видимо, и не подозревающих о существовании государства. И хотя принято считать, что стоит огородить клочок территории госграницами, как рано или поздно там образуется нация, но в Боливии она за пару веков так и не образовалась, и страна живёт на грани распада.

Часто колонизаторы, уходя, сознательно проводили границы таким образом, чтобы без них никто не мог разобраться. По возможности пытались распилить народ или этнос на две и более частей или наоборот – загнать в одно государство конфликтующие племена.

Но сосуществование разных народов в рамке единого государства встречается и в Европе. Четыре разноязыких этноса пока уживаются в Швейцарии. Два народа раздирают на части Бельгию. Другой европейский вариант – Ватикан: государство в наличии, но никакого народа.

Конечно, химически-чистая принадлежность населения государства к одному народу встречается лишь в теории. Не менее трудно представить себе народ, на 100% проживающий, как в аквариуме, на территории одного собственного государства.

2.4. Страна и нация

Граждане одного государства, говорящие на одном языке, могут принципиально разойтись во взглядах на то, какая государственность им нужна. Тогда может разразиться гражданская война, в которой одна часть народа уничтожает либо изгоняет другую и меняет государственное устройство. Преобразуется государство, его границы, народ, даже происходят изменения в языке. То, что при этом продолжает существовать и поневоле объединять враждующие части народа – победившую и изгнанную, – и является страной и её нацией.

В принципе, любая страна может быть – и часто бывает – всемирной. Она – везде, куда распространились её культура и язык, куда добрался хотя бы один её странник – осколок, носитель идентичности, образа жизни, живущий в плотной среде других народов.

Чаще всего страна выходит за пределы государства, но возможно и обратное: анклавы ещё числятся за государством, но это уже часть другой страны.

Государство может отступить вглубь страны и так и не вернуться назад. До 1968 года в Британии сосуществовали министерство иностранных дел и министерство по делам Содружества. В 1968-м второе было ликвидировано путём оргслияния с первой своей половинкой. Состоялся молчаливый и запоздалый акт признания, что жители стран Содружества растеряли британскую идентичность.

Государство может следовать за страной, когда та расширяется, разбрасывая вокруг себя потоки землепроходцев, путешественников и колонистов.

Страна может отправляться вдогонку за государством, как это было в Римской империи: границы государства расширяли военные, а затем страна двигалась за ними, глотая и присваивая элиты покорённых племён, принимая в свой пантеон местных богов и даруя варварам римское гражданство.

Страна может быть взрывчатым единством несовпадающих суверенитетов, в одной стране долгое время могут существовать два или несколько государств и т.д. и т.п.

2.5. Стратегия страны и политика государства

Разнообразие отношений между землями и живущими на них людьми кажется неисчерпаемым, и политологам ещё предстоит всерьёз подступиться к его классификации. Не об этом здесь речь.

Классическое государство не озабочено ни «нациями», ни «странами». Его внешняя политика адресована другим государствам и их народам. Положение начинает меняться лишь в новейшее время.

В период метаисторического разлома между двумя мировыми войнами государства постоянно сталкивались с ситуацией катастрофической смены государственного устройства у их союзников либо противников. Поневоле приходилось шарить в поисках новых квази-государственных субъектов в смутной воде кризисов. Кривым отражением таких поисков стали, в частности, популярные байки об играх германского генштаба и разведки Антанты с большевиками и другими революционными силами в России.

Вскоре пришёл черёд первых образчиков «национальной политики» послевоенных государств уже в отношении собственных стран и наций. Не случайно этот вопрос имел первостепенную значимость для большевиков, стал первым поводом для серьёзного конфликта Ленина со Сталиным. Не случайно те силы в Германии, что вплотную занялись этим вопросом, именовались «нацистами». Однако и «Новый курс» Рузвельта был открыто адресован не государству, а именно нации и стране, изживающей изоляционизм.

Во второй половине XX века глобальная лаборатория форм и методов национальных политик заработала на всю катушку. Процесс особенно ускорился с крахом СССР. Теперь уже многим понятно: страна-нация в силах разрушить и заменить собственное государство, всерьёз изменить численность, самоназвание, образ жизни и даже язык его народа. Возможности государства, даже проводящего осмысленную национальную политику, куда скромнее. Кроме того – хотя бы по соображениям самосохранения – его усилия обязаны иметь созидательный характер.

Новое российское государство, чудом возникшее из смуты 90-х, предпринимает лишь первые шаги в этом направлении.

3

3. Русские для России

3.1. Союз российских соотечественников

В общей массе населения планеты несколько категорий выделяются по признаку особых взаимоотношений со страной.

Мигранты – население, по разным причинам (трудовым, политическим, семейным) проживающее на территории государства без гражданства, которое может стать частью российской нации лишь потенциально.

Граждане – народ России, на который распространяется её международно-признанный государственный суверенитет, включая формальное гражданство.

Соотечественники, живущие в русской культуре, говорящие на русском языке и рассматривающие территорию российского государства как исток и очаг своей идентичности, но по разным причинам не готовые постоянно там проживать. Соответственно, они должны обладать по отношению к нему некими правами, возможностями и обязательствами. При этом их этническое происхождение, равно как и формальное гражданство, естественно, могут быть самыми различными.

Друзья России, имеющие иную идентичность (возможно, даже не очень хорошо говорящие по-русски), но испытывающие устойчивое притяжение к России, которое они воплощают в участии в дружественных нам международных или национальных организациях, в хозяйственном, политическом, научном, культурном сотрудничестве. Друзья России экономически, политически, творчески, родственно (и как угодно ещё) заинтересованы в существовании русского мира, от которого частично или полностью зависит и их процветание.

Всякое общество, реализующее стратегию типа «Трёх девятых», должно и будет иметь стандартную институциональную структуру – конечно, с точностью до национальной неповторимости. В частности, должна сложится общенациональная организация с условным названием Союз российских соотечественников (поначалу может именоваться Советом) – тех, кто специальным образом зафиксировал своё особое отношение к России как к Отечеству. Это должно давать им в отношении государства особые права и обязанности, отличные от гражданских. Они могут иметь специальный визовый статус, частично пользоваться правами гражданина, защитой российского государства за границей, состоять с ним в других разнообразных специальных отношениях. В эти отношения они вступают добровольно и так же вольны их покинуть.

Соответственно, мыслима связанная с ним (или автономная) Ассоциация друзей России. Её члены могут пользоваться преимуществами в качестве мигрантов или гостей России, а также в своих отношениях с Фондом России (см. далее).

В обоих объединениях могут быть членские взносы, не обязательно финансового характера, – и соответственно, льготы, тоже не только и не непременно финансовые, которые они предоставляют своим членам.

3.2. Фонд России

На экономическом уровне должен быть создан Фонд России – типа эндаумента или фонда прямых инвестиций с соответствующей управляющей компанией. В этот фонд граждане, соотечественники и друзья России смогут передавать, дарить, помещать (как в пенсионный фонд) или отдавать под управление свою собственность в том или ином виде. Фонд берёт на себя обязательства, которые делают для его участников выгодным помещение туда своих средств.

Например, человек может пожелать отдать под управление своё жильё – в какой бы стране он ни жил. В ответ он получит гарантии пожизненного неограниченного пользования этим жильём, пожизненного получения с него некоторого дохода, а также, возможно, пожизненной оплаты фондом налогов, коммунальных и иных платежей. Соответственно, после его смерти недвижимость – полностью или частично, за вычетом обязательств, которые он захочет включить в своё завещание, – переходит в собственность Фонда России.

Фонд России управляет собственностью граждан, соотечественников и друзей России в той мере, в которой те готовы ему это поручить или доверить. Кроме того, он может принимать вклады, добровольные пожертвования и т.д. Но в общем случае они не должны быть дарами, это прежде всего собственность (в том числе деньги), отдаваемая под управление.

Такая схема деятельности фонда распространяется в первую очередь на бизнес-собственность. Хозяйствующие субъекты могут пожелать отдать под управление свой бизнес, свои производственные фонды и активы, недвижимость и земли различного назначения, права, лицензии, патенты, полностью или частично.

Основной ресурс, осваиваемый Фондом, – колоссальный потенциал роста стоимости этой собственности соотечественников за счёт повышения уровня её связности, эффективности управления, взаимовыгодного синтеза трансгосударственной корпоративности. В ядре подобной корпорации – преимущественный доступ к освоению ресурсов территории российского государства. Даже если эти ресурсы станут работать со среднемировой производительностью (напомним, производительность советской экономики 60-х опережала среднемировую в два раза), экономическая цель Утопии-XXI будет достигнута.

Вкладчики Фонда могут часть прибыли, получаемой от него, оставлять в нём уже в виде пожертвования – с условием, что она будет расходоваться вполне определённым образом на нужды соотечественников. Фонд России гарантирует неукоснительное выполнение этих условий.

Каким образом Фонд расходует ту часть средств, которая не реинвестируется в расширение хозяйственной деятельности? Например, он будет гарантировать всем соотечественникам (и в какой-то мере друзьям России) широкий спектр услуг, связанных с русским языком и культурой, а также языками и культурой народов, формирующих новую российскую нацию. Это может быть образование для детей и молодёжи на родном языке, переподготовка, повышение квалификации для взрослых, пенсии, социальные пособия и лечебные дотации для стариков, расходы на родовспоможение и выращивание детей для русскоязычных родителей, гранты для творческих профессий, льготный или бесплатный доступ к русскоязычным каналам связи, телевидению, интернету, литературе, журналам, подписке, компенсация расходов, связанных с практическим участием в делах Союза российских соотечественников.

Конечно, у читателей, сведущих в том, каково нашей собственности в руках у наших управляющих, по прочтении могут возникать понятные сомнения. Но если заменить «Фонд России» на «Фонд Китая» – изложенная здесь голая институциональная суть не изменится. Так должно быть, и так будет. Да, на сто разных национальных ладов, но в главном будет так – или не будет нас. Китайская ракета похожа на русскую, хотя отец китайской космонавтики Цянь Сюэсень работал в калифорнийской Лаборатории реактивного движения, а не с Королёвым.

3.3. Госкомитет по делам содружества

В национальном государстве обязан быть специальный орган, от его имени вступающий в отношения с Союзом российских соотечественников, Ассоциацией друзей России, Фондом России. Этот орган не может впрямую руководить ими – попытка огосударствления была бы разрушительна. Но он должен в отношениях с институтами нации выступать от имени государства, брать на себя его обязательства и взамен использовать их ресурсы и возможности.

Такая организация должна быть как минимум «госкомитетом по делам соотечественников» (или «по делам содружества»). Её отношения с Союзом российских соотечественников и Фондом России необходимо подробно прописать в законах, которые будут иметь приоритет по отношению к внутреннему законодательству.

Территория государства, на которую распространяется суверенитет, может служить местом преимущественного проживания не только стариков, но и детей, учащейся молодёжи из числа соотечественников и друзей России. А также – местом отдыха, лечения и предоставления иных социальных гарантий и услуг, пребывания соотечественников, пострадавших от природных и социальных катаклизмов, размещения собственности, особо нуждающейся в защите от рисков глобализации.

3.4. Экспансия – мирная, но мировая

Итак, стратегия триады национальных институтов будет направлена на то, чтобы на протяжении будущего столетия вернуться к положению дел, при котором Россия вновь обретёт национальное тело, пропорциональное размеру её духовного вклада в мировую культуру. Это будет трансгосударственный комплекс собственности всемирной нации, говорящей и живущей по-русски. Для этого Союз российских соотечественников должен сконцентрировать усилия на обеспечении развития национальной идентичности. Именно всемирная – мирная, но мировая – экспансия идентичности обеспечит сохранение суверенитета над гигантской территорией, сможет вернуть российскую долю в составе населения планеты. В противном случае произойдёт обратное и необратимое – духовное тело скукожится до размеров усыхающего материального.

4

Предварительное заключение

Идентичность – это пока ещё не про духовность, не про «русскую идею». Бери ниже. Идентичность – верхний этаж, главный из институтов собственности.

Государство само по себе не в силах удержать суверенитет над территорией РФ. Причём, не из-за недостатков конкретного экземпляра, а по определению понятия. Поскольку – в лучшем случае – выступает лишь распорядителем, но не обладателем, не полноценным собственником земель. Государство даже внутри подведомственных (казалось бы) границ не в силах решить вопросы собственности, вырваться из тупика «экономики откатов». Государство вообще не самодостаточно. Выжить может только страна, которая по определению всемирна. Каким бы самососредоточенным народцем ни были территориальные новосёлы.

Каковы отношения хозяев Баскервиль-холла с Гримпенским поселковым советом Дартмурского муниципалитета? После собачьей смерти сэра Чарльза имение отнюдь не перешло в казну – его унаследовал иностранец, канадский фермер, сэр Генри. Он наследник – и в силу этого собственник, хотя до смерти заокеанского дядюшки мог не отдавать себе в этом отчёт. Но внимательный глаз сыщика обнаружит в повести Конан-Дойля и другие детали на сей счёт. Несчастный сэр Чарльз лишь два года как обзавёлся девонширской пропиской, он тоже понаехавший из Южной Африки, где занимался бизнесом. Его младший братец Роджер, будучи не в ладах с британским законом, бежал в Центральную Америку. Сын Роджера, рейдер-собаковод Стэплтон, унаследовавший от отца беспутство, бежал, на сей раз, обратно в Англию из Коста-Рики. Но и он уверен: после смерти канадского Баскервиля британская юстиция будет вынуждена не утвердить, нет, а именно признать его, мигранта, собственником в силу того, что он – тоже Баскервиль. Имя собственное – имя собственности.

Русская земля! Со времён неудачника Игоря ты где-то здесь, за холмом. Но где твой собственник? Русские так и не обзавелись идентифицирующим разрезом глаз. Покуда прямоокие поляне зачищали дефективных кривичей, они подверглись половецкому ассимиляционному удару ниже пояса, ползучей чухонской заразе, получили варяжскую прививку от анархической оспы, наглотались инородцев Юсуповых да Шаховских, обрели новояз от эфиопа.

Вечная баба-Русь бесхозно раскинулась меж трёх океанов. Её распирают природные газы, ноют рудные жилы, мучают отложения солей и минералов. Вхолостую текут могучие реки, недоеные сосцы набухли молоком, зерно сыплется в прорехи и кюветы. Она поросла дремучими лесами, которые с севера да с юга пилят финны да китайцы. А наши пилильщики потоков сгрудились на московском пятачке. Будучи предоставлены сами себе, они допилятся до новомосковии в пределах Третьего Транспортного (а четвёртому не бывать), и новый летописец воспоёт богатырей, что полегли в боях на Черкизоне…

Нация безотлагательно должна прийти на помощь государству. Девятая часть земли нуждается в защите. Святая частная собственность части человечества, суверенной страны.

Примечания:

1. Будем понимать под этим показателем объём производственных фондов (предприятий, зданий и сооружений, объектов инфраструктуры) на душу населения с учётом их сегодняшней технологической производительности.

2. См. различные оценки, приведённые в указанной книге.

3. Выражение «транснациональная» не отражает сути дела либо является неудачным переводом.

Источник.

5

Выкидыш Фонда эффективной политики (Павловский, Гельман). Потому сомневаюсь в честности сего.


Вы здесь » Братство - Москва » Русская цивилизация » Россия трех девятых: Государство в поисках страны.