КУРОВСКИЙ ИЗ ГЕРМАНИИ СООБЩАЕТ
m_kalashnikov
October 30th, 16:36
Реальные инновации для России
«Русские обладают необычайной широтой мышления, но ему не хватает глубины. Немцы обладают необычайной глубиной мышления, но ему не хватает широты.»
Из моих наблюдений.
Здравствуйте,уважаемый Максим.
Как и многие, приветствую Ваши инициативы по развитию инновационных технологий в России. Задача сверхтрудная. Согласен с Вами, что только государственное планирование и финансирование способно и обязано это развитие инкубировать. Вот более конкретные примеры,однозначно доказывающие этот тезис.
1. Политика развития России при Петре 1 и Екатерины 2.
2. К середине 19-го века в Великобритании был упадок химии и хим. промышленности. Королева лично едет в Германию к королю химии Либиху и предлагает ему огромную финансовую поддержку для развития химии в Англии. Либих сам не поехал,но послал несколько своих лучших учеников.
3. Инвестции правительства (!) США по привлечению немецких инженеров в конце сороковых годов были в 8 (!) раза выше,чем все инвестиции частных компании США тех времён. Генерал Гровс любил говорить : «Один немецкий инженер был для нас важнее, чем несколько нем. дивизий.» Я работаю также на фирме, которая была частью станкостроительного гиганта Хеклер&Кох. Хеклер и Кох были инженерами на фирме Маузер – одного из лидеров нем. военной техники. После войны США осыпали их миллионами долларов,чтобы они построили оружейные заводы в США. Большую часть этих денег они инвестировали в Германии в станкостроение, в знак помощи.
4. В 1946 году ИБМ купила на деньги Пентагона (!) лицензию у немца Конрада Цузе на его эпохальное изобретение, первую в мире ЭВМ Ц-3 ( третье поколение, Ц-1 он построил ещё в 1938, с чего и началась компьютерная эра).
5. Тоже можно сказать об англичанах или французах,хотя они и стараются держать всё под секретом.
6. Все японские инновации ( как стащенные, так и нет ) инвестируются исключительно правительством. То же в Юж. Корее, то же в Китае итд.
Ближе к моим планам.
9 лет назад я был в командировке в Манчестере для установки наших роботов. Там мне довелось разговаривать с одним дедом 85-ти лет. Заговорили о России и о русско-английской дружбе. Интересную вещь он мне поведал. Его отец был мелким служащим в Вестминстере и любил рассказывать, как англичане политически всех обыграли в начале 20-го века. Вот приблизительно его рассказ. «Наш главный соперник Германия могла сильно обойти нас. Немцы, благодаря вековым отношеиям с Россией, нашли там огромные рынки. Этим они могли сильно развить себя и русских, наших давних соперников в Азии. Французов тоже это сильно беспокоило. Исходя из нашего богатого опыта управления в нашиж колониях, мы с франзузами разработали чёткий план разжигания у русских ненависти к немцам. Это было сделать даже намного легче,чем разжигать ненависть между родственниками в наших колониях. Единственно Николай 2, имея немецкие корни и жену-немку, сопротивлялся этому, боясь оттока нем. капитала. Но французы побещали этот отток компенсировать. Эта ненависть дала нам возможность двинуть русских на немцев. Мы очень надеялись, что русские разгромят немцев, а те их, и конец обоим нашим соперникам, а французы потеряют свои капиталы. Так и получилось. Вот ,что такое настояшая политика.»
Признаться, я был ошарашен этими фактами, хотя и понял,что более логичного хитросплетения истории не могло и быть. Всё правится интересами и умением их реализовывать.
Теперь ещё ближе.
После войны Япония, чтобы догнать, занялась интенсивным технологическим шпионажем. Почуяв опастность, западные фирмы стали более строго охранять тех. информацию. Японцы смогли это очень умело обойти, по крайней мере в Германии. Они стали организовывать совместные фирмы, причём по очень простой схеме. Они находили опытных инженеров и уговаривали тех рассчитаться с их фирм. Потом с ними организовывали или конструкторское бюро, или малое производство и все технологии уходили в Японию, часто вместе с инженерами. Так в Германии было порядка 20 фирм, в названии которых было слово Тойота. Сегодня по этому японскому пути идут китайцы. Нужно сказать, что немцы из-за своего снобизма мало думают об утекающих из под их носа их же технологий. Например, гибридный мотор был изобретён Фердинандом Порше. Построил несколько сот сверхэкономичных автомобилей. Он даже премию международную получил. Но .... всё купили японцы.
Один англичанин назвал Германию огромным технологическим амбаром, с огромным
числом дыр. Очень точно.
И наконец мой конкретный план и его обоснование, как единственно верного,если Россия ищет реальные пути выхода ит технологического кризиса.
Россия должна начать с того же,с чего начинали Пётр 1 и Екатерина 2. – избегать вариться в собственном соку, нельзя позволят себе быть снобами, нельзя думать «мы и сами с усами» и «мы умнее всех» итд. Иначе опять ничего не получится и опять, в который раз, миллиарды на ветер,потеря времени и разочарования. Наряду с созданием «городов будущего» сегодня надо создавать совместные венчурные малые предприятия в областях ноу-хау и прежде всего в Германии, как это делали японцы по описаной выше схеме, и сегодня делают китайцы. На одном крыле лететь очень трудно. Нужно второе, хотя намного меньшее, но нужно, иначе нарушается важнейший принцип любой саморазвивающейся системы – принцип обратной связи. Это главная причина всех неудач развития технологий в России.
Нельзя не принимать во внимание,что большинство русских технологий ( Петрова, Попова,Зворыкина, Сикорского, Ткаченко и др. ) были реализованы, к сожалению, не в России, а на западе. Почему? Да потому, во-первых,что требуется очень развитая техногенная инфраструктура, а во-вторых, реализация технологии вещь очень тяжёлая, часто намного тяжелее изобретения этой технологии. Например Рудольф Дизель после 22 лет безуспешных попыток реализовать своё изобретение – дизельный двигатель, так и умер не увидев его. Это фирма МАН довела до конца. Или Ткаченко, изобретя метод заточки инструментов высокочастотным током, так и не смог его реализовать. Реализовал нем. инженер Фолльмер.
Россия близка к Германии и условия уникальны, каковыми они были с 1945 по 1960, когда СССР достигла уникального научно-технического прорыва. И эта уникальность была достигнута только благодаря совместной работе русских и более 20-ти тысяч немецких учёных и инженеров, хотя и пленных. В эти годы, как никогда ещё, дополнительность этих двух наций ( широта русской и глубина немецкой мысли ) дала гигантский прогресс.
России просто необходима эта дополнительность. И не надо сотни миллонов на промышленный шпионаж. Всё можно сделать законно и даже дешевле. Просто,как потом поняли японцы, создавай русско-немецкую фирму с российским капиталом, чтобы все технологии достались России. Здесь Россия получит : 1. использование германской гигантской техногенной инфраструктуры, которая является важнейшим фактором реализации любого научно-технического проекта. 2. использование богатого опыта нем. инженеров и техников 3. Помощь в реализации российских ( защищённых патентами) технологий. 4. Получение немецких ещё не реализованных, но многообещающих технологий 5. Быстрый выход на западные рынки в следствие большого авторитета экономики Германии. 6. Российские инженеры и техники смогут перенять огромный опыт.
Возможно Вы скажете,что якобы между Россией и Германией есть и так уже куча совместных проектов как на государственном, так и на частном уровнях и.т.д. и.т.п. Сколько? 2-3 десятка, не более. Да и все межгосударственные проекты никогда не дадут толка,т.к. их реальная цель не толк, для которого надо много работать, а пересылка денег из одной точки в другую, до тех пор,пока они вообще не исчезнут. Потом идёт доп. финансирование, потом ещё и.т.д. Первое поколение бюрократов уходит,приходит второе,третье. А они уже ни за что вообще не отвечают. Не они же принимали проект.
Поэтому надо делать,как японцы. Находить одного-двух инженеров, создавать под их руководством, но с российским капиталом и при активном участии Российских инежеров и техников хайтек-фирму, ставить перед ними обобщённую задачу, напр., усовершенствование системы впрыска,как это делала Тойота, и затем передавать эту технологию Российским предприятиям или продавать лицензии. Конечно всё это при активном участии российских инженеров и техников. Или давать задание реализовать к-л запатентованную Российскую технологию. Так и только так, шаг за шагом можно выйти на глобальные технологии,как напр. Тойота вышла на гибридные моторы Фердинанда Порше. Других путей нет и быть не может!!! Сегодня по этому пути
идут китайцы.
Да, это будет стоить денег, но существенно меньше,чем до сих пор затрачены на ветер. И эти все затраты быстро окупятся через реальные инновации, реализованные через реальные каналы, с использованием реальной гигантской техногенной инфраструктуры Германии.
Теперь о моих возможностях.
В 1982-1991 годах я привлекался в группу экспертов при ЦК компартии Казахстана по оценке инноваций и изобретений. Объективно оценить проект - задача очень непростая. Будучи специалистом по системному анализу, я разработал метод подробного анализа ценности проектов,состоящий из набора более 40 критериев и операционной системы для них ( на базе fuzzy logic ). Эта система сильно помогла мне объективно оценивать ценность ( реализуемость + рентабельность) проектов. Квота моего попадания была не менее 80% . Мне говорили,что моя квота в три раза выше,чем у следующего за мной коллеги. Конечно без моей системы, этого я бы не добился.
Как я уже писал, в Германии я работаю в области мехатроники ( механика + электроника ) для робототехники и моторостроения. Эта деятельность привела меня к ряду собственных изобретений, которые я назвал общим понятием – турбомоторы, т.к. это нечто среднее между двигателями внутреннего сгорания (д.в.с.) и турбинами. Мои турбомоторы сильно превосходят обычные д.в.с.,т.к. в 3-4 раза легче, имеют в 2 раза меньше деталей, в 2 раза компактнее и имеют на 15-20% больший к.п.д. По отношению к турбинам они существенно компктнее, имеют, как и д.в.с., управляемый момент, не требуют спец. материалов, в 3 раза меньше себестоимость и к.п.д. на 30% выше. Кроме этого их концепция позволяет быстро и естественным образом доконструировать их до гибридного мотора. Я составил подробный системный анализ этих моторов с расчётами всех параметров. Действительно получилось многообещающее изобретение,которое я запатентовал более,чем 40 странах.
Таким образом, с моим более,чем 15-ти летнем опытом плавания в море немецких технологий я не только способен организовать совместную с Россией хай-тек фирму с целями,описанными выше, но и сразу реализовать для России ряд супертехнологий, причём на высочайшем уровне системного анализа. И для этого не требуется миллиардов или даже сотен миллионов. Всё можно сделать гораздо дешевле и действительно эффективно, если только подходить системно.
Это и есть та информация, которую я считаю первостепенной важности для успешной реализации Ваших суперважных инициатив по развитию инноваций в России. Я бы Вас очень просил, лично передать моё письмо Президенту Медведеву и Премьер-Министру Путину. Пробейте это, пожалуйста. Вы, и только Вы это можете. Поверьте, это письмо не менее важно,чем Ваше обращение к Президенту. Они просто обязаны его прочитать, если, как Пётр 1, действительно хотят сдвинуть тяжёлую телегу технокризиса в России. Иначе снова провал, и более того, окончательный провал. Рисковать методом тыка просто смерти подобно, поймите. Нужен системный подход с чёткой прозрачностью и обязательно с обратной связью с мировыми техногенными инфраструктурами.
Всего наилучшего.
С уважением и надеждой на совместную работу для России
Ваш Владимир Куровский
wkurowski@alice.de
Тем, кто читает мой блог в АП РФ. Настоятельно рекомендую обратить внимание на это послание. Тем паче, что Владислав-Юрьич о футуризации глаголет.
Максим Калашников
http://m-kalashnikov.livejournal.com/220105.html