Фидель Кастро. «Диалог цивилизаций»
В одной из своих последних статей Фидель Кастро сообщал о выходе в свет его новой книги. Издание включает в себя текст выступления кубинского руководителя, произнесённого 15 лет назад в Рио-де-Жанейро на Саммите ООН по вопросам окружающей среды и развития. «Новые и непредвиденные проблемы, созданные наукой, технологией и присущим неолиберализму расточительством, умножают политический, экономический и военный риск», — отмечает Фидель в предисловии.
Объясняя замысел книги, Ф. Кастро ещё раз возвращается к мысли о необходимости «альянса цивилизаций» для противостояния гегемонии США.
В книгу также вошла речь Кастро на закрытии международной конференции «Диалог цивилизаций», состоявшейся на Кубе в марте 2005 года. Публикуем отрывки из новой книги.
Я думаю, что содержание этого диалога намного более возвышенное и глубокое, чем то, что можно было бы представить себе исходя из названия. Мне кажется, что вы действительно участвовали в диалоге, не знаю, сказать ли в диалоге между цивилизациями или диалоге во имя цивилизаций.
Следовало бы вернуться к понятиям цивилизаций и спросить себя: что такое цивилизации? С того времени, когда я был мальчиком и учился в школе, что было не так уж давно (смех), мне кажется, это было прямо вчера, я слышал первые понятия о мире, об истории, и нам говорили, что этот мир цивилизованный, даже говорили, что европейцы прибыли на это полушарие, чтобы принести нам цивилизацию.
Также говорили, что надо было ехать в Африку, чтобы цивилизовать африканцев, и отправились на Тихий океан, который тогда называли Индийским, цивилизовать индийцев, индонезийцев; ещё дальше, и добрались до Китая, чтобы цивилизовать Китай.
…Раз я был в Африке, посетил Южную Африку, и меня пригласили в деревню, где был памятник, построенный в честь ребёнка, погибшего в ходе одного из протестов против апартеида, и я подумал, стоя на этом месте, что, когда в Африке, в некоторых местах Африки уже была цивилизация, по Европе из края в край бродили племена варваров.
…Когда через 15 веков после завоевания Галлии Юлием Цезарем испанцы — отчасти мои родственники — прибыли в Мексику, они нашли там — думаю я — цивилизацию, город, который был намного больше, чем любой европейский город той эпохи, город Мехико, столицу ацтеков, Теночтитлан, город, построенный на озере, шедевр инженерного искусства, процветающее, развитое сельское хозяйство. Там было больше жителей, он был больше Парижа, возможно, больше Мадрида, Лиссабона и других мест, и они отправились нести цивилизацию, завоёвывать Мексику.
Ну хорошо, одним из предлогов, о чём я прочёл у одного из писателей той эпохи, Берналя Диаса де Кастильо, было то, что надо было их цивилизовать, так как они совершали человеческие жертвоприношения. И если надо цивилизовать тех, кто совершает человеческие жертвоприношения, думаю, что в этом мире ещё есть много людей, которых надо цивилизовать.
Думаю, например, что надо цивилизовать тех, кто подвергает бомбардировке города, вселяет ужас в миллионы мужчин, женщин, детей, а потом говорит, что были жертвы среди гражданского населения. Независимо от того, что жертвы среди гражданского населения всегда бывают при бомбардировках, и русские знают это лучше кого бы то ни было, ведь русские узнали бомбардировки Ленинграда, русские узнали, что такое внезапные нападения; русские помнят то 22 июня, когда войска Адольфа Гитлера, бронетанковые дивизии, с применением тысяч и тысяч самолётов, сотни прекрасно вооружённых дивизий, десятки тысяч танков и орудий внезапно и без предупреждения напали на тот глухой уголок земли, который звался Советский Союз; дивизии продвинулись со всей скоростью, одни на Ленинград, другие напрямую на Москву, другие по югу прямо на Киев.
Мы, кто имел возможность узнать и восхищаться великими подвигами русского народа, знаем, с каким страшным противником ему пришлось столкнуться вдруг, за несколько часов, пока солдаты находились в увольнительной в той знаменитой Брестской крепости, которая защищалась так горделиво и героически, несмотря на внезапность, и, изучая эти события, мы действительно могли видеть то, что убедительно свидетельствует об исторических ценностях русского народа, когда повсюду в Европе известие о вражеских танках в тылу было знаком, чтобы поднимать руки вверх и выкидывать белый флаг, русские не сдавались, русские не выкидывали белого флага.
Иногда думаешь, что могло произойти, если бы русская армия и их союзники находились бы в боевой готовности. Мы, крохотная страна, островок здесь, рядом с могущественным соседом, сколько раз нам приходилось подвергаться опасности и объявлять себя в боевой готовности? Потому что мы поставили себе целью, чтобы никто никогда не мог застичь нас врасплох и напасть на нас, когда мы не готовы. Не буду рыться в истории и говорить об ответственности, но ведь реальный факт, что если бы советский народ и его вооружённые силы были мобилизованы, я очень хорошо знаю, где закончилась бы Вторая мировая война — не в Берлине, а в Лиссабоне. Я осмеливаюсь сказать это со всей ответственностью, я думал об этом много раз, потому что читал эту историю, много книг об истории той войны, написанных авторами с одной и другой стороны.
И мы вдохновлялись подвигами советского народа, я должен это сказать, я не должен бояться произносить это слово; но мы знаем, что душа этого сопротивления, ось этого сопротивления, центр этого сопротивления — русский народ, нисколько не преуменьшая героизма других народов, боровшихся вместе с русскими.
Думаю, что история человечества — это история войн, история завоеваний, история покорения одного народа другими, одних групп другими. В определённый момент уже возникли империи, но римская не была первой, были империи до римской. Были империи в Китае. Там есть знаменитая армия из терракоты, которую китайцы раскопали, впечатляюще то, что это отражает — достижения искусства, культуры, техники, цивилизации.
…Каждый из этих этапов создавал ценности, каждый их этих этапов создавал культуры, которые складывались одна с другой, но, в конце концов, когда мы говорим о цивилизации, мы не можем забывать цивилизацию майя, обладавшую знаниями о пространстве, или цивилизацию ацтеков, или цивилизацию инков, или доинкские цивилизации.
Я беседовал с такими видными людьми, как Хейердал, знаменитый автор «Кон-Тики», он был исследователем. Он занимался изучением древних цивилизаций. Он много работал в Перу и рассказывал мне, что там были вещи и конструкции, которые можно было разглядеть только с высоты 2000 или 3000 метров, посреди равнин, сооружения, бывшие произведениями инженерного искусства, результатом инженерных знаний, каких не существовало в Европе, когда она завоевывала это полушарие.
Так что нам принесли те цивилизации? Нас завоевали — до каких пор? Почти что до сегодняшнего дня, и говорю — почти что, потому что многие из нас ещё завоёваны и покорены другими цивилизациями, которые господствуют над остатками тех, что существовали в этом полушарии, однако не надо забывать о больших ценностях, которые принесли даже конкистадоры, потому что все создавали ценности. Все цивилизации создавали ценности, но ценности сталкивались одни с другими.
Когда я услышал эту фразу «Диалог цивилизаций», мне пришла на ум мысль о сумме ценностей, сложить ценности всех цивилизаций, как когда говорится об обучении чтению и письму, это значит внушить невежественным людям те ценности, которые они не смогли узнать, потому что у них не было учителя, не было школы. Когда говорят об обучении чтению и письму, думают об этом — о передаче ценностей, но мы должны спросить себя: какие ценности мы передаём? Какие ценности?
Я с волнением слышал слова о том, чтобы распрощаться с шовинизмом, распрощаться с узким национализмом, распрощаться с ненавистью, распрощаться с нетерпимостью, распрощаться с предрассудками, это значит привносить всё то, что есть хорошего во всех культурах, и всех цивилизациях, и всех религиях, воспитывать людей в духе универсальной этики, по-настоящему необходимой в этом глобализированном неолиберальном мире, который начался с глобализации эгоизма, глобализации пороков, глобализации жажды потребления, глобализации попытки овладеть ресурсами остальных, поработить остальных.
Говорят, что рабство идёт с первобытных времён и что с тех пор, как человек уже начал что-то производить и открыл, что можно производить для себя и для других, вместо того чтобы убивать пленных, он стал их сохранять. Так говорят, и в этом может быть много верного, но рабство существовало с тех пор тысячи лет.
Говорят, что это был большой шаг вперед — от римского рабства к феодализму, преобладавшему в Европе в так называемые Средние века вплоть до минуты, когда нас открыли здесь. Говорю «открыли», потому что, хотя во мне есть часть крови открывателей, я чувствую себя сыном этой земли, этого острова; но более всего я чувствую себя сыном человечества. У нас был большой патриот, большой философ, который однажды сказал — и то была не эпоха интернационализма, то был человек, боровшийся за независимость своей родины против испанского колониализма, но он сказал фразу, достойную того, чтобы быть запечатлённой на все будущие времена: «Родина — это человечество!» Этого человека звали, зовут и всегда будут звать Хосе Марти. Смотрите: «Родина — это человечество!». Здесь, где собрались представители более 25 стран, учёные, представители интеллигенции, религиозные лидеры, чтобы вести этот диалог цивилизаций, — разве у них нет чувства или впечатления, что Родина — это человечество?
Поясняю это, потому что ненавижу шовинизм, осуждаю шовинизм, как отвергаю многие другие вещи, которые человек в своём долгом пути по своей короткой истории… никто не знает, возник ли homo sapiens уже 50000, или 100000, или несколько сотен тысяч лет назад; археологи всю жизнь ищут черепа, чтобы понять, в какой момент эволюции вида возник человек. И я говорю это без страха, хотя знаю, что многие тут верующие, потому что сам глава католической церкви несколько лет назад провозгласил, на мой взгляд, очень смело, что теория эволюции не является непримиримой с учением о создании мира. Конечно, я не знаю, что конкретно думают по этому поводу другие религии, я уважаю их все и уважаю все критерии, но привожу пример того, как интерпретирует эти знания католическая церковь. Это новые вещи, потому что сами церкви постепенно учились и старались совершенствовать свои точки зрения и свои концепции исходя из поисков добра.
Я не преувеличиваю и твёрдо убеждён, что не преувеличиваю, когда говорю, что мы должны бороться и бороться очень упорно, повторяю: если мы хотим, чтобы цивилизации выжили, и нечто большее, чем цивилизации, чтобы выжил вид — носитель этих цивилизаций — со всеми его дефектами и ошибками. С этой точки зрения я размышлял над диалогом, который вы провели, и встречей, на которую вы собрались, и той, что состоится в будущем году в Греции, на ней я, к несчастью, не смогу присутствовать…
Мне кажется, что самое главное, о чём я мог бы сказать, — это моё убеждение в том, что выживанию рода человеческого грозит опасность, и реальная опасность. Поскольку вы совершили такой длинный путь и запаслись таким сверхтерпением, чтобы подождать, пока я скажу вам несколько слов, я если скажу кое-что важное, то самое важное, что я могу сказать, — это то, что я разделяю это чувство и убеждён, причём моё убеждение основано не на фантазиях, а на фактах, на расчётах, на математике, — что человечеству грозит опасность, что надо спасать не только мир, надо спасать род человеческий, и думаю, что его можно спасти. Я не говорил бы об этом, если бы был пессимистом, если бы думал, что у этой проблемы нет решения, но я думаю, что оно есть, и я привык сталкиваться с трудными проблемами, я не человек, что-то себе воображающий; думаю, что решение имеется, а это самое важное, но я могу поговорить с вами на некоторые другие темы.
Я вспомнил общую историю, прожитую нами вместе за 30 лет. Для нас было очень важным российское сотрудничество, в то время советское, так как существовало Советское государство, теперь ставшее Российским. Действительно, Российское государство унаследовало практически все основные полномочия и обязанности Советского государства, его место в Организации Объединённых Наций, его прерогативы как могущественной страны, и сейчас перед ними стоит задача его защитить, поскольку несомненно имеется риск, что воспреобладает эгоистичная империалистическая политика, политика безответственная, политика воинственная. Все мы рискуем, не только кубинцы, но и корейцы, россияне, китайцы, весь остальной мир. Пусть никто не воображает, что европейцам ничего не грозит, тем более в то время, когда экономическая и торговая конкуренция, соперничество в борьбе за обеспечение сырьём, энергией и природными ресурсами среди тех, кто хочет иметь всё, становятся всё острее. Я не говорю об американском народе, которым мы искренне восхищаемся, и это не просто дипломатические слова.
Когда я упомянул двадцать второе июня — день внезапного и превентивного нападения на Советский Союз, — я подумал, что эти слова я слышал совсем недавно в одной военной академии Соединённых Штатов, когда главный лидер той другой могущественной страны сказал офицерам, что они должны быть готовы для внезапного и превентивного нападения на любой глухой уголок мира, в определённый момент он говорил о 60 странах или более, и мы, слушавшие его, знаем, что являемся одним из наиболее глухих уголков мира, если судить с позиций специфики этой страны, фундаментализма, технологии, взглядов и, скажем, невежества, поскольку надо упомянуть слово невежество. Невежество означает не знать решительно ничего об этом мире, о его проблемах, его действительности. То невежество, которое я имею в виду, означает не знать решительно ничего, и плохо обстоят дела в мире, если самой могущественной сверхдержавой из всех, когда-либо существовавших, способной уничтожить планету десять или двадцать раз, руководят люди, не знающие решительно ничего. От этого впору преждевременно умереть от сердечного приступа, если бы наше сердце не было здоровым, если бы наша сознательность не была тверда.
Я вам говорил, что человечество должно быть спасено. Думаю, что только сознательность является оружием, при помощи которого человечество можно спасти.
Я глубоко верю в человека, в способности человека.
Почему для нас до настоящего времени воспитание является главным? Потому что человек рождается, полный инстинктов. Воспитание — процесс внушения ценностей этому существу, которое рождается, полное инстинктов. Не воспитывайте его, оставьте его одного в инкубаторе, в машине, которая будет за ним ухаживать и кормить его, и увидите, какое будет у него воспитание, — сможет ли оттуда появиться существо, подобное тому, что создало воображение американских кинематографистов: Тарзан, человек-обезьяна из фильмов нашего детства, родившийся неизвестно как где-то в Африке, и так нас воспитали на примере Тарзана, разумного человека, живущего в окружении племён, у которых всё время стояли на огне котлы, чтобы варить друг друга.
Да, потому что эту идеологию нам внушили, когда мы были детьми, нам внушили, что африканцы — людоеды, что они едят друг друга; да, мы видели массу фильмов про это, все мы должны были бы стать расистами и сверхреакционерами, потому что смотрели такие фильмы, понимаете?
Да, мы получили смертельные дозы варварства, мы получили смертельные дозы бескультурья, смертельные дозы лжи, и тем не менее это не смогло разрушить идеи в нашей стране.
Об этом я и говорю: образование — это внушение положительных ценностей, созданных человеком; тех ценностей, о которых я говорил, что их необходимо объединить. Так вот, для нас создание и сложение ценностей было самым главным вопросом.
Что возобладает в мире — ложь или внушение ценностей? Будет ли человек способен сделать так, чтобы возобладали ценности, настоящие ценности, или победит ложь? Надо быть владельцем крупных телевизионных каналов? Это обязательно? Нет, будем же хозяевами знаний, даже если нас — меньшинство; будем же владельцами информации; будем же общаться друг с другом при помощи тех самых технических средств, поскольку каналам лжи могут противостоять каналы, состоящие из компьютеров, при помощи которых человек может общаться и обмениваться мыслями с тем, кто живёт в Австралии, в Соединённых Штатах, в любом уголке земного шара.
Я думаю, что человек также создал технологию, при которой можно добиться, чтобы возобладала правда.
Мы, например, использовали телевидение. В нашей стране недавно было два телевизионных канала, сейчас их стало четыре, и 62% телевизионного времени на Кубе занимают образовательные программы, то есть распространяющие образование, культуру и информацию, причём здоровую культуру, они могут быть развлекательными, но мы также стараемся, чтобы культура была орудием образования, мы стараемся, чтобы культура внушала ценности, стараемся, чтобы здесь увидели хороший фильм, созданный в любой стране мира, чтобы узнали его достоинства и кто его создал.
Мы уже не обучаем чтению и письму по телевидению, это не нужно. По телевидению мы преподаём предметы высшей школы, университетского уровня, иностранные языки, используем данные средства в этих целях. Эти средства, радио и телевидение, если их хорошо использовать, могли бы покончить в мире с бедствием неграмотности.
Почему до сих пор есть ещё 800 миллионов неграмотных и миллиарды полуграмотных? Если есть радио, если есть телевидение, почему существуют миллиарды неграмотных и полуграмотных? Вот вопрос, который мы можем себе задать. Есть средства для искоренения неграмотности за несколько лет.
Незачем было ЮНЕСКО полвека твердить об искоренении неграмотности, к чему? — если доказано, что неграмотность можно искоренить даже по радио.
Здесь более миллиона кубинцев научились английскому языку по телевидению, и были курсы французского, португальского и других языков. У нас есть эти и другие телевизионные образовательные программы, мы в полной мере пользуемся этими средствами.
Однако необходимо не только ликвидировать неграмотность на учебном уровне, но и практиковать и продвигать ликвидацию политической неграмотности.
Вы говорите о диалоге цивилизаций — как вы хотите, чтобы вас понимали? Я спрашиваю себя, поймут ли неграмотные ваши идеи и в каком месте мира, если есть миллионы неграмотных в странах третьего мира плюс миллионы неграмотных и полуграмотных, существующих в развитом мире; в Соединённых Штатах, например, есть большое число неграмотных и большое число функционально неграмотных, такова действительность — развитые страны, где есть функциональная неграмотность, даже полная неграмотность, в самих Соединенных Штатах больше, чем в Европе.
Как вы хотите, чтобы ваши идеи поняли неграмотные люди, не умеющие читать и писать, — и политически неграмотные? Вы думаете, что эти люди, день за днём слушающие истории, которые рассказывают им в этих средствах массовой информации, поймут ваши идеи? И однако надо сделать так, чтобы идеи дошли.
Так вот, идеи не дойдут просто потому, что вы их разработаете и передадите. Здесь я возвращаюсь к мысли о кризисах, под влиянием кризисов идеи будут переданы и поняты.
…Не думайте, что это бурление началось случайно, оно порождено кризисом в стране, обладающей самыми богатыми ресурсами в Латинской Америке, в стране, имеющей, возможно, наибольшие запасы топлива в мире, в стране, откуда улетучилось 300 миллиардов долларов, которые стоили в десять — пятнадцать раз больше, чем стоят сейчас; это если подсчитывать начиная с 1959 года, когда к власти пришло правительство этой лицемерной олигархии под маской демократического, под маской прогрессивного. До настоящего момента прошло 40 лет, стоимость исчезнувших денег в пересчёте на реальную покупательную способность превышает 2 триллиона долларов. Это сумма, извлечённая только из одной страны. Произведите, если хотите, операцию сложения в уме, поскольку это единственный способ всё сложить, даже компьютеры не могли бы дать точных цифр, потому что там столько нулей, что люди уже отбрасывают их все, это то, что обычно делают, когда умножают в уме.