Стираются имена политиков, уходят события, и вновь торжествует суета. Но весь отдаленный мир помнит: первый космонавт планеты Гагарин был русским. Именем Главного конструктора Королева называют города и улицы - переименование им не грозит. 12 апреля - один из тех дней, которыми будет гордиться даже не наша страна, а все человечество. И сегодня академик Борис ЧЕРТОК, заместитель Королева и последний из тех, кто был с Главным на "ты", вспоминает о драматических и малоизвестных страницах нашей космонавтики и размышляет о ее перспективах в беседе с нашим корреспондентом.
Выдержки из интервью, полностью на сайте Движения за возрождение отечественной науки.
- А почему мы все-таки проиграли американцам лунную гонку? Почему оказались неудачными четыре подряд старта лунной ракеты Н-1?
- В чем была главная ошибка? В отказе от наземной отработки первой ступени ракеты-носителя Н-1. Для этого надо было построить огромный и очень дорогой огневой стенд. Решили не строить. И на пусках проявились те просчеты - конструктивные, технологические, проектные, которые должны были проявиться еще при наземных испытаниях.
Кстати, эту ошибку прекрасно учел Валентин Петрович Глушко, когда стал генеральным конструктором и когда создавалась ракета "Энергия". Он поставил условие военно-промышленной комиссии: "Энергия" должна пройти полную огневую отработку на земле. Что тут поднялось! Все министерство было против. Но Глушко стоял насмерть: либо строим стенд, либо я снимаю с себя ответственность за то, что ракета будет создана. И он победил.
- Понятно, что окончательно прикрыть программу могло только Политбюро.
- Внутри ЦК я всей кухни не знаю. Важен конечный результат. Было принято постановление: разработку Лунной программы на базе Н-1 прикрыть. Убытки в размере порядка 4,5 миллиарда рублей списать и приступить к новым работам.
- К разработке многоразовой системы "Энергия - Буран"?
- Вообще-то Глушко был против "Бурана". Он хотел разрабатывать тяжелые ракеты и не только строить базу на Луне, но и совершать межпланетные путешествия. Ракета "Энергия" получилась универсальная. До сих пор сохранился макет лунного города. Гарантирую, кабы не реформы начала 90-х годов, мы бы уже базу на Луне имели.
- Какую роль в безопасности космических полетов играет элемент случайности? Я в данном случае хочу вспомнить гибель Волкова, Добровольского и Пацаева...
- Случайностей быть просто не должно. Надо тратить огромные средства на наземную отработку. Это себя окупает. А истинная причина открытия дыхательного клапана, приведшая к смерти трех космонавтов, так и осталась тайной. Кстати, китайцы учли наш опыт. Они сделали четыре беспилотных пуска и получили успешный полет своего первого тайкунавта. Причем не один виток, а почти сутки. И вот сейчас смотрите: им ничего не стоит пустить 2-3 человек, но они не спешат. А японцам не терпелось. Недавно опять у них авария с носителем.
- У вас насыщенная разными событиями жизнь. А самый яркий эпизод для вас какой?
- Когда в Крымском пункте управления мы следили за тем, как наш спускаемый аппарат снижается сквозь атмосферу Венеры. Как растут температура и давление. Рядом сидели президент Академии наук Келдыш, главный конструктор аппарата Бабакин, друзья-товарищи. Все были заворожены. Никто прежде не знал, что на Венере такие страшные условия. Вот это я запомнил на всю жизнь - чувство величайшего удовлетворения от открытия, неведомого ранее человечеству.
- Как вы оцениваете новые амбициозные планы американского президента?
- Буша в данном случае интересуют не тайны Луны или Марса. Он заинтересован, чтобы вокруг столь крупных проектов объединить нацию. То же самое происходит и в коммунистическом Китае. Руководители этих стран ухватились за космонавтику, а не отбросили ее, как руководители России, которые к ней были совершенно равнодушны многие годы.
- Ну а научная составляющая проектов? Зачем, скажем, землянам нужна сегодня Луна?
- Первый практический эффект: строительство базы на Луне. Там надо добывать гелий-3. Это изотоп гелия, который даст возможность создавать реакторы для термоядерного синтеза с целью получения электроэнергии. На Земле он содержится в ничтожных количествах. К слову, только Россия может уже в ближайшие годы создать первую ступеньку в системе добычи гелия-3: следует лишь восстановить лучший в обозримом будущем тяжелый носитель "Энергия". Не надо забывать и другое: Луна представляет стратегически важный объект. Если мы окажемся неспособны, то борьба за нее все равно разгорится между США и Китаем.
- Сейчас РКК "Энергия" объявила о разработке нового многоразового пилотируемого корабля "Клипер". Он спроектирован с прицелом на Красную планету?
- В какой мере он пригоден для полета на Марс, я сейчас не скажу. Марсианская экспедиция до конца еще не проиграна. Но, безусловно, "Клипер" может быть ее составной частью. Ибо экспедиция планируется довольно многоступенчатая, где, вероятно, будет использован не один корабль.
- Но сейчас-то Россия, по сути, превратилась в "космического извозчика". Мы обслуживаем только МКС.
- К сожалению, Россия пока не может провозгласить аналогичную той же американской или китайской по своему размаху программу. Где мы возьмем для этого миллиарды? Вместе с тем за последние двенадцать лет из страны бесследно утекли за рубеж примерно от 200 до 300 миллиардов долларов. Их вполне было бы достаточно, чтобы построить базу на Луне. И останется еще. [Ученый в данном случае не располагает достаточной информацией: к настоящему времени речь может идти об утечке из России минимум полутора триллионов долларов. -Ред сайта].
- Каким вы видите будущее российского космоса?
- Великим, если у нас будет мощная научно-техническая база. Так называемый свободный рынок создать сильную космонавтику не способен. В этом я твердо уверен. Крупные общегосударственные задачи должны решаться самим государством и под его строжайшим контролем. За почти пятьдесят лет развития наша ракетно-космическая промышленность накопила такой потенциал, что пока еще способна снова стать лидером.