Предлагаю вашему вниманию статью первого и последнего главы Аналитического управления КГБ СССР, генерал-лейтенанта Николая Сергеевича Леонова
Мираж Третьей Империи
У всех наций и народностей России, кроме государствообразующей нации - русской, в трактовке их "права на самоопределение вплоть до отделения" преобладал принцип прагматизма. Он властно требовал сохранить бывшую Российскую Империю максимально сильной и целой. И большевики последовательно продвигались к поставленной цели, опираясь при этом на строго централизованную структуру своей партии, пронизывающую все обособившиеся части бывшей Империи, и на исторически сложившуюся взаимосвязь и взаимозависимость этих территорий
Подавляющее большинство наших сограждан до сих пор не приняли сердцем факта распада Советского Союза как окончательного приговора истории. Многие семьи оказались разделёнными государственными границами. Русский народ вправе считать себя рассеянным по миру, потому что 25 млн соотечественников оказались за пределами России, ещё 5 млн покинули страну в поисках лучшей доли за рубежом, оставшиеся на родине вымирают (несмотря на потуги информационной машины убедить нас, что всё хорошо и даже того лучше) и разбавляются растущим наплывом мигрантов из соседних стран. Совсем недавно даже инициатор развала СССР Борис Ельцин публично говорил, что он не мыслит себе будущего России без Украины, он же начинал процесс создания Союзного государства с Белоруссией. А. Солженицын обращался к политикам и всему обществу с идеями создания единого государства из трёх славянских народов: русского, украинского и белорусского. Долгое время перед нашими глазами власть помахивала приманкой в виде СНГ, чтобы успокоить тяжело раненное сознание людей.
Во время частых встреч с людьми неизменно возникает вопрос о возможности воссоздания того великого государства, которое просуществовало более тысячи лет под названием Российская Империя, а потом под именем СССР. Тоску по утерянной великой Родине мы видели в глазах граждан Белоруссии, жителей Крыма, городского населения Средней Азии. Эта тема поднимается и в письмах, приходящих в редакцию журнала. Нередко авторы ссылаются на пример большевистской власти, которая в короткий срок и относительно малой кровью смогла восстановить в начале 20-х годов единство исторической России. Сейчас, в канун 85-летия создания СССР, не грех вспомнить "дела давно минувших дней" и прикинуть, что "день грядущий нам готовит".
Исторический опыт убедительно показывает, что в нашей стране ослабление центральной власти и разгул "демократии" неизбежно ведут к катастрофическим последствиям для государства. Смутное время едва не привело к появлению на русском престоле польского королевича Владислава. Страна была разорена, боярская элита деградировала. По Деулинскому перемирию мы отдали полякам даже Смоленск.
Трагедия, только в ещё больших масштабах, разразилась после Февральской революции 1917 года, приведшей к ликвидации в России монархии. По всей территории бывшей империи начался бурный рост национал-сепаратизма, спешно формировались на националистической основе партии и общественные движения. Октябрьский переворот и последовавшая за ним Гражданская война создали предпосылки для полного распада государства. Через несколько дней после событий в Петрограде, в конце ноября 1917 года, собравшийся в Коканде краевой мусульманский съезд объявил о создании Туркестанской автономии. А потом пошло-поехало! Все народности захотели собственной государственности. Каких только эрзац-государств тогда не появилось на просторах исторической России! На Украине было создано правительство гетмана Скоропадского - своего рода колониальная администрация оккупированной немцами территории. В Закавказье сначала возникла Закавказская демократическая федерация республик, развалившаяся затем на три этнических государства. На Северном Кавказе были и Горская республика, и Республика горцев Северного Кавказа, и Терско-Дагестанское государство. В Средней Азии мешанина была ещё круче: там были и традиционные эмираты (Бухара, Хива), и большевистские анклавы (Ташкент и др.), и местные националистические правительства. Чуваши и те устами своих тогдашних лидеров говорили о создании Средневолжских или Южноуральских штатов. То была пора полнейшего умопомрачения на почве сепаратизма. К августу 1918 года на территории бывшей Империи действовало до 20 центральных (или претендовавших на эту роль) и региональных правительств, причём почти все они имели антибольшевистскую окраску. Ситуация осложнялась тем, что в стране бушевала гражданская война, в которой русские сражались с русскими. Только одни назывались "красными", а вторые "белыми". Исход войны в немалой степени зависел от того, кому из противостоявших сторон удастся заручиться поддержкой народов национальных окраин России. Надо признать, что "красным", т.е. большевикам, удалось решить эту задачку в свою пользу. Если белые армии воевали под лозунгом "За единую и неделимую Россию", то большевики широко использовали лозунг национальной автономии или даже национальной независимости, которые привлекали симпатии жителей окраин России. Для противостояния с армией Колчака была, например, создана Татаро-Башкирская республика, горцев Северного Кавказа использовали против донского и кубанского казачества. К тому же большевики не скупились на обещания социального характера, сулили равенство и процветание. Это склоняло постепенно чашу весов в пользу "красных".
Тогдашний мир в политическом отношении не был похож на сегодняшний. Мировое сообщество в целом было безучастно к гражданской войне в России. Иностранная интервенция не носила характера скоординированной международной акции. США, Турция, Англия, Япония, каждая страна по-своему, решали свои локальные задачи. Сейчас кажется поразительным, что Армения и Азербайджан, подавшие заявления на вступление в Лигу Наций, получили отказ на том основании, что у них имелись нерешённые территориальные проблемы между собой. Ещё большим парадоксом покажется отказ сената США принять от Лиги Наций предложенный 14 мая 1919 года мандат на управление Арменией. Тогда в США преобладали изоляционистские настроения. Сравните ту ситуацию с 1991 годом, когда все отделившиеся от СССР республики были молниеносно приняты в ООН и взяты под защиту международного сообщества.
Учитывая все эти благоприятные обстоятельства, советское правительство исподволь готовило распространение своей власти на все отделившиеся национальные окраины. Созданный в правительстве наркомат по вопросам национальностей, руководимый И.В. Сталиным, главной целью своей работы считал установление советской власти на российской периферии. Для этого из армян, азербайджанцев, украинцев, грузин формировались ударные коммунистические группировки, которые должны были начинать восстания на своих землях, а затем обращаться к Москве с просьбой об оказании интернациональной помощи. Пока большевики не одержали окончательной победы над белыми, их руки были связаны, а ресурсы недостаточны для масштабных действий. Но в 1920 году ситуация изменилась, и Красная армия начала действовать решительно и жёстко. Приобретённый военный опыт, лучшее вооружение плюс идеологическое превосходство над противниками привели к тому, что подавляющее большинство "самостийных" государств пало, их правительства бежали за границу, и советская власть распространилась на всю территорию прежней России, за исключением Польши, Прибалтики и Финляндии, от которых Москва сама отказалась по разным причинам.
Когда завоевание было завершено, встал вопрос, как организовывать новое государство с учётом тех обещаний, которые щедро давались большевиками своим союзникам из числа национальных лидеров. Была создана комиссия под председательством И.В. Сталина, которая разработала проект Конституции, где национальным окраинам предоставлялась только автономия в рамках РСФСР. Это и был знаменитый план "автономизации". Он сохранял унитарное государство. Но удивительно, что и тогда единственным противником этого плана выступила делегация Грузии, которая упорно настаивала на предоставлении им полной государственности, а не просто автономии. Дело дошло до В.И. Ленина, который был болен и находился в Горках. Вот он-то и прислал 26 сентября 1922 года письмо в ЦК с резкой критикой плана автономизации. Ленин предложил "свободный союз свободных наций", т.е. предоставление полномерной государственности будущим республикам, с предоставлением им права на свободный выход из состава будущего федеративного государства. Это была мина замедленного действия, заложенная в фундамент СССР. Она сработала в 1991 году.
Авторитет В.И. Ленина был тогда велик, и с его идеей был вынужден согласиться И.В. Сталин, который всей практической работой на посту руководителя СССР исходил из принципа укрепления унитарного государства, но, к сожалению, не решился на изменение этого ошибочного конституционного принципа.
Тогда, в 1922 году, в Москве собрался Х Всероссийский съезд Советов, на котором присутствовало более 2 тыс. делегатов, представлявших РСФСР, Украину, Белоруссию и Закавказскую социалистическую федеративную советскую республику. 27 декабря на нём было принято принципиальное решение создать новое государство. Мгновенно съезд получил новое название - I Всесоюзный съезд Советов. 30 декабря 1922 официально родился СССР - Союз Советских Социалистических Республик, просуществовавший без малого 69 лет. За четыре года чахлая РСФСР, контролировавшая территорию Московского царства эпохи Ивана Грозного, выросла до масштабов Российской Империи.
Возможно ли теперь повторение того исторического опыта восстановления единства государства? Независимо от наших желаний, мы должны признать, что для этого нет сейчас никаких предпосылок. Во-первых, нет той государственной или национальной воли, которая в прежние времена была направлена на строение великого государства. Сейчас у России нет таких целей. Это подтвердил Президент РФ В.В. Путин, выступая недавно перед участниками семинара "Валдай", когда сказал: "Сегодняшняя Россия не собирается делать ни того, что было в царские времена, ни тем более того, что было в советское время. Я не считаю, что мы должны брать на себя какие-то миссионерские функции". Это ясный и красноречивый отказ от каких-либо имперских идей. Определяя роль России в современном мире, Путин сказал: "Мы должны быть полноценной, уважающей себя и умеющей постоять за свои интересы, но договороспособной страной и удобным партнёром для всех участников международного общения". Из этих слов видно, что мы не намерены делать ничего, что могло бы испортить нашу репутацию "удобного партнёра".
Общество также не готово к крупным историческим свершениям. Ни одна политическая партия на всем постсоветском пространстве не ставит в ряд своих задач борьбу за возрождение великой державы (кроме разве карикатурной КПСС, прозябающей на политических задворках России). В 20-е годы прошлого столетия существовала объединительная коммунистическая идея, которую разделяли широкие политические силы национальных окраин, а сейчас безраздельно царит национализм.
Излишне говорить, что Россия давно не обладает даже силовыми ресурсами, необходимыми для решения масштабных исторических задач. Опыт двух чеченских войн показал, что у нас нет армии, способной эффективно решать даже ограниченные региональные задачи.
Да и весь окружающий мир совсем не тот, что был в 20-е годы ХХ века. Страны НАТО, Китай активно осваивают в своих собственных интересах те пространства, которые когда-то были национальными окраинами России. На территориях многих сопредельных стран ближнего Зарубежья имеются военные базы США, а некоторые из них публично заявляют о своих намерениях вступить в блок НАТО, который по-прежнему остаётся преимущественно антироссийским, если судить не по словам, а по делам.
Каждый год жизни в самостоятельной, пусть маленькой и нежизнеспособной, стране отдаляет перспективу воссоединения в великом государстве. Уходят поколения граждан СССР, которые помнят и ценят преимущества жизни в составе мировой державы, на смену идут другие люди с иной шкалой ценностей. На глазах умирает даже идея Союзного государства России и Белоруссии. Прагматизм, холодный расчёт, сиюминутная выгода пришли на смену размашистым стратегическим замыслам, исторической романтике, мечте…
Русский Дом