Форум московского региона - Русское Братство - Максим Калашников

Братство - Москва

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Братство - Москва » Аналитика и прогнозы » Обсуждение моделей и элементов инновационного развития


Обсуждение моделей и элементов инновационного развития

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

В данной теме обсуждаются модели и элементы инновационного развития, включая развитие соответсвующей инфраструктуры, частной изобретательской и венчурной инициативы.

Предполагается размещение конструктивных предложений, обдуманных мыслей и комментариев новостей.

Внесём свой вклад в инновационное развитие Русского мира!

Говорят, что китайцы мыслят тысячелетиями. Вероятно, многие китайцы даже не ведают, что они удостоены такого высокого мнения, а иные мыслят лишь о порции риса да своём деятельном участии в демографическом взрыве. Тем не менее каждый китаец уж точно всё знает о своих тейкунавтах, а правительство КНР продолжает вкладывать миллиарды юаней в дальнейшее освоение космоса.

С российского космодрома Домбровский 13 июля 2006 года стартовала ракета-носитель, которая вывела на околоземную орбиту опытный вариант первого в мире обитаемого космического модуля Genesis-1. Финансирует проект бизнесмен и мультимиллионер Роберт Биглоу, девелопер и владелец сети малобюджетных гостиниц Budget Suite.

Космическими разработками и полетами во всем мире до последнего времени занимались исключительно государственные структуры. Частный бизнес прибегал к государственному аутсорсингу в космической сфере для решения своих насущных, сугубо земных проблем: поддержка спутниковой связи, трансляция телевизионного сигнала и т. п.

В условиях непрекращающейся научно-технической и информационной революции использование космоса в экономических, военных, политических целях в ближайшее время станет повседневной реальностью, лишенной какого-либо романтизма.

Россия имеет огромнейший опыт и потенциал в космической сфере, которые следует расценивать как глобальное конкурентное преимущество. Развитие космических технологий с привлечением частных инвестиций могло бы послужить дополнительным фактором макроэкономического рывка, двинуло бы вперед столь желаемую инновационную составляющую экономики.

Уже сегодня заказчиками многочисленных «космических продуктов» могли бы стать не только отчаянные космические туристы, но и телекоммуникационные компании, соответствующие технологии и услуги могли бы экспортироваться в иностранные космозависимые страны для оборонных, метеорологических и иных ведомств. При допуске частного капитала (в небольших размерах в целях национальной безопасности) в венчурном инвестировании могло бы появиться целое «космическое» направление.

В скором времени космос перестанет быть экзотикой, он станет повседневной, порой скучной, но необходимой работой. Необходимо не откладывать поиск эффективных возможностей использования имеющегося конкурентного преимущества, чтобы наша страна располагала множеством рабочих мест для профессионалов, обслуживающих скучную космическую отрасль, не делая столь дорогих подарков астронавтам и тейкунавтам.

Отредактировано Залекс (04.10.2007 09:37:58)

2

Тезис:

Космическая отрасль является одной из важных составляющих инновационного развития. Россия обладает существенными преимуществами в космосе в контексте глобальной инновационной конкуренции.

Отредактировано Залекс (04.10.2007 09:38:24)

3

Мысль:

Полномасштабное развитие и поддержка отечественной космонавтики послужит существенным толчком для развития всей инновационной отрасли.

Космосу также нужна частная инициатива несмотря на необходимость активного участия государства.

4

На сайте РБК 29 ноября 2006 года появилась заметка о создании Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий. Подобные факты свидетельствуют о положительной динамике в направлении диверсификации экономики.

Конечно, инициатива создания такого рода венчурных фондов вполне могла бы исходить от частных лиц и компаний. Но так уж повелось у нас, что зачастую наиболее передовые и нужные идеи исходят от правительства. По этой причине и в высоком чиновничестве должны быть наиболее достойные люди (несколько отвлечённые мысли).

Так или иначе, тенденция позитивная, которая со временем должна овладеть умами и частных инвесторов.

"Приказом Министра информационных технологий и связи Российской Федерации при Мининформсвязи России образована межведомственная рабочая группа по организации работы ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий» (РИФИКТ). В ее состав вошли представители Минсвязи, МЭРТ, Росимущества и Федеральной службы по финансовым рынкам.

ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий» (РИФИКТ) создается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2006 г. № 476. Уставный капитал фонда в размере 1 млрд 450 млн рублей будет сформирован полностью за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. В роли акционера от имени Российской Федерации выступает Мининформсвязи России. Планируется, что фонд начнет инвестиционную деятельность после размещения среди частных акционеров допэмиссии акций, в результате которой доля государства будет снижена до 51%.

Идея создания государственно-частного венчурного фонда для инновационных старт-апов в области ИТ появилась на совещании с участием Президента РФ в 2005 году, при этом инициатива исходила от инновационного сообщества, в частности от ведущих ИТ-компаний. За этим последовали спор между МЭРТ и Минсвязи, о том, кто возьмет на себя ответственность за реализацию этого проекта. Параллельно шел спор и о лидерстве в проекте технопарков. При этом, Минсвязи остаивала концепцию отраслевого венчурного ИТ-фонда, а МЭРТ – многоотраслевых венчурных фондов. В результате, были реализованы оба варианта – по линии Минсвязи был создан РИФИКТ, а по линии МЭРТ – «фонд фондов» Российская Венчурная Компания, объем средств которой – 15 млрд рублей из Инвестфонда РФ (что намного превышает объем РИФИКТ). Постановление о создании РИФИКТ было подписано премьер-министром РФ Михаилом Фрадковым 11 августа 2006 года.

Руководителем межведомственной рабочей группы утвержден директор Департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи России Олег Бяхов. Среди задач, поставленных перед рабочей группой, - реализация всех юридических процедур, связанных с регистрацией фонда, первичной и вторичной эмиссии его акций, а подготовка предложений по изменениям в регулировании деятельности РИФИКТ со стороны ФСФР.

При Министре информационных технологий и связи будет образован консультационный совет по развитию венчурного инвестирования, в который войдут представители международной венчурной индустрии, ИТ-компаний, российских финансовых институтов. Члены совета будут встречаться каждые полгода и обсуждать развитие деятельности РИФИКТ, барьеры на пути развития частных венчурных фондов, пути их преодоления. Секретарем консультационного совета станет известный российский предприниматель в сфере ИКТ, президент группы компаний «Элвис» Александр Галицкий. В 1990-х годах он одним из первых в России получил венчурные инвестиции от Sun Microsystems, основал ряд ИТ-компаний ( «Элвис», TrustWorks Systems, EzWIM), а в настоящее время является партнером венчурного фонда «Русские технологии».

Целевая функция фонда РИФИКТ - давать стартовые инвестиции в пределах $2-3 млн малым предприятиям в ИТ-сфере с хорошим потенциалом роста. Предполагается, что из 8-10 компаний по настоящему успешными будут 1-2. Для того, чтобы профинансировать большое число компаний, цифра $3 млн в один проект является максимальным порогом. В то же время, ряду экспертов этот уровень видится уже недостаточным, поскольку для того, чтобы вывести ИТ-проект на рынки США и Европы требуется сумма $5-10 млн. Сумма в $3 млн пока достаточна лишь для создания хорошего продукта, но не для его продвижения на мировой рынок. Впрочем, из-за постепенного роста уровня зарплат в России (особенно, в крупных городах, где и сосредоточена значительная часть производства ПО) издержки на создание ПО также стремительно возрастают. Увеличение максимального размера инвестиций, возможно, будет одной из важнейших задач в рамках фукционирования фонда.

Помимо этого, существует административная преграда со стороны ФСФР для инвестиций РИФИКТ в общества с ограниченной ответственностью, в которой и зарегистрировано большинство старт-апов (эта же проблема существует и для венчурных фондов, создаваемых с участием средств Российской Венчурной Компании, которые необходимо регистрировать в виде паевых фондов). Форма "ООО" является более гибкой в организационном и управленическом плане. В силу этого, одной из первоочередных задач Межведомственной рабочей группы уже сейчас объявлено внесение изменений в приказ ФСФР о составе активов, которые позволят фонду осуществлять инвестиции не только в "АО", но и в "ООО".

5

Инновационное развитие в России требует государственной поддержки. Однако толчок со стороны государства должен быть предварён разработкой стратегии на основе четко понимаемой концепции.

В приведённой ниже статье даётся краткий обзор возможных подходов к структурированию концепции государственной поддержки инновационного развития.

ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 231/П (№ 3562) от 11.12.2006

Заповедники для инноваций

"Успех ряда стран, в последние двадцать лет совершивших качественный скачок в развитии инновационной экономики, в немалой степени связан с эффективной деятельностью специализированных государственных и полугосударственных институтов поддержки инноваций – фондов, центров, агентств. Благодаря их деятельности такие страны, как Финляндия, Израиль, Чили, создали целые отрасли, ставшие для них сейчас одним из ключевых источников экспортных доходов.

Россия сейчас пытается активно использовать зарубежный опыт для формирования собственных институтов поддержки инноваций. Начиная со следующего года начнет функционировать Российская венчурная компания (РВК) с капиталом 15 млрд руб., призванная обеспечить становление российского венчурного бизнеса и массового слоя малых инновационных компаний ("стартапов"). По существу, это не что иное, как российский аналог израильского фонда Yozma. Однако задача переноса на российскую почву опыта зарубежных институтов поддержки инноваций весьма непроста. Эффективность того или иного инструмента существенно зависит от особенностей национальной бизнес-среды, в которой он применяется.

Типология

Можно выделить несколько основных типов организаций, осуществляющих поддержку прикладных инноваций.
Сеть "центров превосходства" (программы Centers of Excellence в Финляндии, к этому же типу тяготеет программа SBIR в США) и центры трансферта технологий предусматривают поддержку инноваций на самой ранней стадии. Первые осуществляют безвозмездное финансирование проектов (что, однако, порождает коррупционные риски), вторые помогают решать организационные и юридические проблемы.
Фонды "посевного финансирования" (TEKES в Финляндии) отвечают за переход от обкатки идей к стадии первых промышленных образцов и создания малых инновационных фирм, осуществляющих запуск опытного производства ("стартапов"). Они осуществляют информационную помощь и софинансирование проектов, разделяя риски с частными инвесторами.
Бизнес-инкубаторы также действуют на докоммерческой стадии. Они не предоставляют финансирования, но обеспечивают все прочие необходимые условия для создания и первоначального развития "стартапов" (офисная площадь, оборудование, бухгалтерские, юридические, образовательные услуги и др.). Достигается и синергетический эффект за счет взаимодействия нескольких инновационных фирм внутри одного инкубатора.
Кроме того, существуют государственные венчурные фонды, а также фонды фондов (SITRA в Финляндии, Yozma в Израиле, фонды SBIC в США). Первые осуществляют финансирование проекта напрямую, а вторые – опосредованно, финансируя другие венчурные фонды. Они ведут проекты начиная от создания "стартапов", через развертывание опытного производства и вплоть до начала быстрого роста и тиражирования нового бизнеса.
Наконец, деятельность универсальных институтов поддержки инноваций (Фонд Чили, программа Аванчи в Мексике) охватывает практически все этапы развития и внедрения инноваций от определения направлений исследований до тиражирования нового бизнеса. Такие институты выступают в качестве "центра сборки" инновационного процесса, посредника между всеми участниками.

Что подходит для России

В условиях низкой инновационной активности корпоративного сектора, неразвитых финансовых рынков и низкого уровня правоприменения наиболее эффективной могла бы стать форма универсальных институтов поддержки инноваций (Фонд Чили, программа Аванчи). Последние становятся "оболочкой", защищающей от неблагоприятной внешней среды инновационный процесс и обеспечивающей непрерывность инновационной цепочки. Однако дефицит на российском рынке качественных инновационных менеджеров, а также известные "слабые стороны" отечественной бюрократии серьезно ограничивают возможности копирования чилийского опыта.
Поэтому в российских условиях имеет смысл не создавать единую структуру, замыкающую на себя все звенья инвестиционной цепочки, а обеспечить координацию между самостоятельными институтами, отвечающими за различные звенья. Желательно добиться конкуренции институтов, отвечающих за одни и те же звенья. Учитывая высокие риски нецелевого использования средств, следует сосредоточиться на институтах, предоставляющих не прямое финансирование, а организационную, информационную, научную, кадровую поддержку,– центрах трансферта технологий и бизнес-инкубаторах.
Сейчас российское правительство сосредоточило усилия на развитии РВК, создающейся с применением опыта фондов SITRA и Yozma. Финский фонд SITRA – один из наиболее успешных в мире опытов применения модели государственного венчурного фонда, в то время как израильский Yozma – модели фонда фондов. Деятельность этих организаций позволила запустить почти с нуля индустрию частного венчурного бизнеса в обеих странах. И в том и в другом случае успех был обусловлен не масштабностью финансовых вливаний, а в первую очередь убедительным "демонстрационным эффектом". Деятельность этих фондов показала частному бизнесу: успешное, прибыльное, быстро расширяющееся венчурное финансирование в условиях данной конкретной бизнес-среды возможно.
Опыт SITRA и Yozma позволяет извлечь несколько уроков. Во-первых, следует соблюдать оптимальный уровень участия государства как в организационном, так и в финансовом смысле. Госфинансирование должно составлять не более 40-50%. Необходимо избегать и чрезмерной регламентации. В свое время предшественник программы Yozma – фонд Inbal – провалился именно из-за неэффективного и чрезмерного вмешательства государства. Во-вторых, специфика венчурного бизнеса делает высокий профессионализм управляющего ключевым условием успеха. И поэтому очень хорошим знаком является то, что в совет директоров РВК вошли главы израильской Yozma и финской SITRA.
В-третьих, обсуждаемые правительством масштабные меры по стимулированию инноваций на серединных стадиях должны быть дополнены соразмерными действиями по поддержке ранних (поисковые исследования и предкоммерческие разработки) и поздних стадий (рост и тиражирование нового бизнеса). Деятельность фондов SITRA и Yozma никогда не была бы такой же успешной, если не дополнялась бы созданием развитой инфраструктуры поддержки инноваций на других стадиях инновационного процесс. Система институтов поддержки должна быть комплексной, то есть закрывать "провалы рынка" на всех тех стадиях развития инноваций, где они имеют место. Во всех странах, успешно решавших проблемы развития инновационного бизнеса, параллельно создавались институты, ориентированные на различные группы участников и на разные этапы процесса. А в цепочке формирующихся российских институтов развития многие из этих звеньев пропущены".

Олег Солнцев, Роман Волков, эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования

6

Вопрос инновационного развития страны не теряет своей актуальности, им по-прежнему озадачиваются чиновники самого высокого уровня.

Но хотелось бы ещё раз озвучить тезис о том, что государственная поддержка не решит всех проблем – крайне необходима частная инициатива в отрасли.

   «Первый вице-премьер РФ Сергей Иванов в пятницу проведет заседание правительственной комиссии по вопросам промышленности, технологий и транспорта, где будут обсуждаться вопросы работы инновационных фондов, сообщил представитель секретариата Иванова.
   Речь идет о "Российской венчурной компании"(ВРК), "Российском фонде технологического развития" и "Фонде поддержки информационно-коммуникационных технологий".
   В понедельник, 1 октября Иванов на встрече президента с членами правительства отметил, что "общая капитализация этих фондов уже достигла 8 миллиардов рублей".
   По его словам, "основная задача этих фондов - поддержка прикладной науки, помощь малому и среднему бизнесу в открытии своего дела в сфере высоких технологий".
   "Проекты, которые уже начинают воплощаться в жизнь, предусматривают софинансирование таких компаний в коридоре от 50 до 400 миллионов рублей со сроком выхода инвестиций от трех лет", - сказал тогда Иванов.
   Он отметил, что государство рассчитывает на рубль своих вложений получить порядка 4-5 рублей прибыли.
   Основной из вышеназванных фондов - РВК - был создан правительством в сентябре 2006 года. Он будет участвовать в венчурных фондах, которые будут сформированы в регионах как закрытые паевые инвестиционные фонды в качестве миноритарного акционера(не более 49 процентов). Планируется сформировать 8-12 таких венчурных фондов, которые, в свою очередь, будут привлекать для реализации проектов частных инвесторов».
ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости"  http://innovbusiness.ru/

Отдельно хочу ещё раз всех поздравить с отмечавшимся вчера юбилеем запуска нашей страной первого в мире спутника.

7

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ МЕТРОПОЛИИ И КОЛОНИИ

Как-то попалось мне исследование, посвящённое изучению возможностей правовых систем генерировать новые юридические конструкции. Исследователями все правовые системы были условно разделены на два вида: материнские (стоящие у истоков правовых семей) и те, которые заимствовали основные правовые институты.

Статистические данные показали, что страны, заимствовавшие основные правовые модели, практически не способны вырабатывать новые необходимые системе конструкции, хотя они и продолжают участвовать в развитии уже существующих. Возникающие же потребности в юридических инновациях они компенсируют за счет новых заимствований.

По всей видимости, те же процессы происходят и в иных отраслях знаний, культуры, духовной сферы, что подтверждается анализом данных, изложенных в приложенной ниже статье.

Богатейший опыт России, являющейся колыбелью Русской цивилизации, позволяет учесть данные закономерности, чтобы принять меры, которые не позволят скатиться в группу интеллектуально зависимых стран.

Научная колонизация

Журнал Smart Money, № 39, 11 декабря 2006

Постоянный адрес материала: http://www.smoney.ru/article.shtml?2006/12/11/1861

Прежде чем создавать технопарки, а также центры исследований и разработок для западных компаний, хорошо бы выяснить, какую науку они собираются там развивать. Оказывается, третьесортную в плане инноваций. Это выяснили экономисты Джерри и Мэри Фёсби из Университета Эмори и Технологического института штата Джорджия*, опросив топ-менеджеров R&D 249 американских и европейских компаний, известных своей исследовательской активностью.

Сорта инновационности Фёсби иллюстрируют следующим примером. Когда Pfizer придумывала “Виагру”, это были передовые исследования для незнакомого компании рынка. Lilly повторила успех “Виагры”, разработав ее близкий аналог — “Сиалис”. Это наука второй свежести, но опять-таки на новом для Lilly рынке. А вот разработка пролонгированной версии какого-то из этих средств — второсортная наука для уже разведанных рынков. Именно такую науку компании склонны выводить в развивающиеся страны, прежде всего Индию и Китай, выяснили Фёсби. Если в метрополии компании задействуют в разработках 56% исследовательского персонала, то в центрах, вынесенных в развивающиеся страны, — только 22%.

Поинтересовавшись у руководителей, от чего зависит вынос R&D в ту или иную страну, супруги Фёсби выяснили, что не в снижении расходов дело. Этот фактор оказался по значимости на третьем месте, которое он делит с потенциалом роста принимающей страны. На первом месте находится “легкость сотрудничества с местными университетами”. На втором — наличие в стране подразделений, ведущих исследования в нужных областях.

А вот от количества высококвалифицированных специалистов на местах, как оказалось, принятие решений почти не зависит. Не могут — научим. И еще одно открытие: руководителям подразделений R&D западных компаний наплевать на то, насколько распространено интеллектуальное пиратство в принимающей стране. Это странно: в более ранних исследованиях Фёсби показал, что при размещении разработок в США вопросы интеллектуальной собственности стоят на первых местах. Ну а в третьем мире украдут дизайн ампулы лекарства от рака, и на здоровье.

Михаил Попов

Отредактировано Залекс (10.10.2007 16:15:17)

8

На наших глазах происходят кардинальные изменения в системе источников энергии. Уже в самое ближайшее время на смену традиционным природным ресурсам углеводородной группы могут прийти принципиально иные генераторы энергии, основывающиеся на новейших инновационных технологиях.

Мне попалась как-то заметка корреспондента журнала The Economist от 25.01.2007, присутствующего на экономическом форуме в Давосе:

"I went to the energy dinner hosted by MIT last night, and the striking thing was the composition of the audience. No top guys from Shell or BP in evidence. But Silicon Valley packing the room. The tech crowd included Vint Cerf, Vinod Khosla, John Doerr, Larry Page, Chad Hurley ... and Sergey Brin came late. So full that even Page and Hurley had trouble getting in. Topics: nanobatteries, solar, natural selection and biofuel bugs, transmission grids".

Россия, располагая всеми необходимыми интеллектуальными ресурсами, просто обязана принять самое активное участие в разработке новых видов энергии. Однако для подобного прорыва потребуется комплексное развитие всей инновационной инфраструктуры, а также запуск кампании популяризации в обществе инновационных подходов в самых различных сферах экономики. Результатом кампании должно стать появление многочисленных «агентов инноваций», которые станут инициаторами инновационного прорыва на местах, что сможет пустить волну государственного масштаба.

Отредактировано Залекс (12.10.2007 14:19:04)

9

Снимаю с себя ответственность за развитие данной ветки вследствие отсутствия к ней активного интереса форумчан.

В случае возникновения личного интереса мои контакты можно найти у администраторов.

Отредактировано Залекс (12.10.2007 14:31:42)


Вы здесь » Братство - Москва » Аналитика и прогнозы » Обсуждение моделей и элементов инновационного развития